Одной из основных составных частей двигателя внутреннего сгорания является головка блока цилиндров.
Она устанавливается на блок цилиндров, запирая тем самым камеры сгорания силового агрегата, создавая при этом в них замкнутое пространство.
А также подпирает и сами цилиндры блока.
В этой части мотора сосредоточены все детали клапанного механизма, устанавливаются распредвалы, свечи зажигания и другие очень важные для нормального функционирования агрегата детали.
В ГБЦ двигателя объёмом 1,6 литра, которым комплектуется легковой автомобиль Шевроле Лачетти, устанавливаются сразу два распредвала и по четыре клапана (два впускных и два выпускных) на каждый из цилиндров.
Эта часть двигателя изготавливается методом литья из алюминиевого сплава.
Основной деталью клапанного механизма ГБЦ являются сами клапана.
В связи с тем, что во время работы двигателя они постоянно находятся в очень сложных условиях с высокой температурой, требования к материалам, из которых эти детали изготавливаются, значительно возрастают.
Помимо этого, для того, чтобы весь этот механизм работал исправно в течение длительного периода времени, требуется соответствующая его регулировка.
Именно неправильная регулировка тепловых зазоров клапанов является одной из самых распространённых причин их прогорания.
Прогорания клапанов может произойти не только в силовом агрегате с большим пробегом, но и с довольно небольшим сроком эксплуатации.
Всё зависит от материала изготовления клапанов, регулировки зазоров, использование некачественно приготовленной рабочей смеси, износа целого ряда деталей и от многих других факторов.
Такой вид неисправности довольно неприятен и опасен.
Если своевременно не обнаружить прогорания, то могут выйти из строя многие другие детали и части двигателя, что в конечном итоге неизбежно приведёт к капитальному ремонту всего мотора.
Ремонтируем самостоятельно ГБЦ двигателя в следствие прогара клапана после 700 тыс. километров пробега Chevrolet Lacetti 1,6
В предлагаемой статье мы хотим рассказать, каким образом можно самостоятельно отремонтировать ГБЦ двигателя после прогара клапана на автомобиле Шевроле Лачетти 1,6.
- Итак, если вы решились сэкономить свои средства, а также видеть весь процесс воочию, то можете смело попробовать самостоятельно провести ремонт головки блока цилиндров двигателя объёмом 1,6 литра.
- Сам процесс демонтажа ГБЦ мы по понятным причинам опускаем и начинаем свой рассказ с момента, когда головка уже снята.
- Теперь на блоке цилиндров можно наблюдать равномерный нагар на всех четырёх поршнях, а также отсутствие промылин по их краям.
- Наличие равномерного на всех поршнях нагара – это обычное явление, характерное для таких двигателей.
- А отсутствие промылин по краям донышек поршней говорит о том, что в этом агрегате отсутствовал повышенных расход масла или жор масла.
- Да это собственно видно и по самому блоку, поскольку он сухой и не забрызган маслом.
- При этом автомобиль постоянно эксплуатируется на трассах.
- Ранее в этом моторе уже проводился, так называемый, косметический ремонт.
- Это, когда меняются поршневые кольца, вкладыши, а также проводятся некоторые другие не особенно громоздкие и трудоёмкие работы, в том числе и в ГБЦ.
- В результате автомашина прошла после этого 220 тыс. километров. А общий пробег этого агрегата и авто составляет 620 тыс. километров.
- При внимательном осмотре можно обнаружить, что хона в цилиндрах блока уже практически нет, как такового.
- Но, это будет делаться несколько позже, а пока нас интересует только головка блока цилиндров.
- Сухой корпус и в месте привода ГРМ двигателя, а также его коленвала, что также очень даже неплохо.
- Сухо даже внизу агрегата и нигде не видно следов подтекания масла.
- Нет следов его и на заднем сальнике коленвала. В чистом, аккуратном состоянии и сама головка блока цилиндров.
- Всё это говорит о том, как важно своевременно выполнять замены расходников, а также вышедших из строя или отработавших свой ресурс других деталей клапанного механизма, ну и масла, конечно.
- В таком случае силовой агрегат вашего авто будет служить вам верой и правдой длительное время.
- При первом же взгляде на эту головку можно сразу увидеть, что во втором цилиндре этого агрегата отсутствовала во время работы компрессия.
- Для этого не требуется даже переворачивать деталь двигателя Шевроле Лачетти и присматриваться слишком пристально.
- Ну, а если всё-таки посмотреть ближе, то можно увидеть, что в месте прилегания третьего выпускного клапана имеется промылина.
- Это топливно-воздушная смесь промыла здесь канал и поэтому никакого нагара, в отличие от всех остальных, здесь нет.
- А значит нам необходимо уделить внимание именно третьему клапану выпуска.
- Поэтому приступаем к разборке ГБЦ.
- Отсоединяем от неё коллектор, затем переворачиваем и видим, что действительно третий клапан у нас прогоревший.
- Что вполне естественно.
- Нужно здесь отметить, что с момента прогара этого клапана автомобиль ещё эксплуатировался и прошёл в общей сложности после этого около 2 тыс. километров.
- Но, клапан прогорел и прогорел. Это всё понятно. Но, вот есть ещё одно странное обстоятельство, которое мы заметили.
- Почему-то выпускные клапана, через одного, особенно это седьмой и ещё больше восьмой почему-то слишком просевшие.
- Это можно легко определить на ощупь пальцами рук. На впуске все клапана стоят нормально.
- Но, кроме этого между колодцем свечи зажигания и седлом клапана можно увидеть подозрительные трещины.
- Причём такая картина вырисовывается на всех четырёх цилиндрах. Придётся каким-то образом их заварить.
- Кстати, снятые свечи с головки также в прекрасном состоянии.
- Ни резьбы ни сами электроды не забиты и без масла или нагара.
- На всех выпускных клапанах присутствуют уже приличные люфты.
- Что касается впускных клапанов, то здесь ещё боле-менее, но скорее всего придётся поменять все.
- После рассухаривания клапанов впуска видно, что все сёдла находятся в нормальном состоянии.
- Никаких прогаров здесь или деформаций не наблюдается. Чего нельзя сказать о выпуске.
- Что самое интересное здесь, так это то, что клапана, которые стоят практически вровень с плоскостью головки Шевроле Лачетти, находятся ещё в сносном состоянии.
- А вот те клапана, что сидят глубоко и чуть утоплены имеют уже приличный люфт.
- Поэтому придётся менять все выпускные клапана, направляющие и делать их сёдла.
- Итак, отдали мы на ремонт нашу головку и через несколько дней получили готовую.
- В результате в ней были заменены на всех клапанах направляющие втулки.
- Кроме того, пришлось проточить все сёдла выпускных клапанов, поскольку было обнаружено плавание размеров их посадочных мест на 0,05мм.
- Скорее всего – это заводской брак. Поэтому пришлось всё это поправить с помощью фрезерного станка.
- Также на специальном станке была произведена прирезка уголков на всех клапанах.
- Некоторые владельцы считают, что это и притирку клапанов мы выполняем зря, поскольку между седлом и головкой клапана остаются крупинки притирочной пасты и затем в процессе эксплуатации страдает седло и клапан.
- Однако, мы считаем, да это и подтверждено практикой, что всё же мы делаем это не зря.
- После такой косметики ГБЦ запросто выхаживает 200 и более тысяч километров без ремонта.
- Это в противовес тем утверждениям, что после притирки и прирезки значительно быстрее изнашиваются клапана и их сёдла.
- В связи с этим, чтобы каким-то образом разрешить этот спор, мы решаем половину клапанов в данном случае притереть, а половину нет.
- А потом посмотрим с течением времени, кто прав, а кто нет.
- Правда здесь есть одна особенность.
- Дело в том, что в данном случае мы все выпускные клапана устанавливаем новые, а впускные оставляем прежние.
- Заменить втулки направляющих и выполнить прирезку можно и самому, если есть такая возможность.
- Но, обычно для этого ГБЦ отдают специалисту, который на специальном оборудовании всё это выполнит профессионально.
- Точно также в данном случае поступили и мы. Ну, а дальше уже, конечно, мы выполняем всё самостоятельно.
- Следует отметить также, что клапан в том случае, когда хорошо прилегает по всей окружности своего седла, то, когда вы его приподнимаете, а затем резко бросаете, подпрыгивает словно мячик.
- Если же клапан при этом не подпрыгивает, а просто падает и всё, то это говорит о наличии какого-то смещения.
- Это к тому, как можно просто проверить правильность притирки или прилегания клапанов.
- В качестве направляющих втулок клапанов для Шевроле Лачетти мы рекомендуем приобретать изделия польской компании AMP либо итальянской Freccia.
- Это надёжные производители, а поэтому и продукция их не вызывает никаких нареканий и служит очень долго.
- Мы в данном случае приобрели направляющие производства компании AMP, которые у нас в стране реализует фирма «Союз Авто».
- Мы уже не первый раз приобретаем клапана и направляющие именно этой компании и весьма довольны их качеством.
- Кстати, в этой же фирме предлагают и направляющие производства компании AE.
- Если проверить зазор клапана в направляющей ANP, то он практически идеальный, т.е. еле ощутимый.
- Это клапан выпускной, в которых зазор должен быть чуть больше, чем во впускных.
- Теперь берём новую направляющую втулку производства компании AE, зажимаем её в тиски.
- Затем тот же клапан, который абсолютно новый, вставляем в эту направляющую и также проверяем на наличие зазора.
- Здесь зазор уже ощущается значительно сильнее, даже слышно постукивание. Вот вам и вся разница. Поэтому решать вам, конечно.
- Но, если вы хотите, чтобы двигатель вашего автомобиля работал долго и качественно, чтобы нормально в нём работали маслосъёмные колпачки, то приобретайте направляющие компании ANP.
- По стоимости они немного дороже, зато в качестве вы выиграете намного больше.
- Итак, смазываем слегка фаску головки и стержень клапана маслом и вставляем поочерёдно в свои гнёзда.
- При этом, мы только вставляем клапана в направляющие, а дальше они под собственным весом потихоньку опускаются полностью на свои места.
- После этого нам потребуется одеть маслосъёмные колпачки. Для этого берём специальную монтажную втулку.
- И устанавливаем эту монтажную втулку на клапан.
Дальше смазываем рабочую кромку маслосъёмного колпачка.
- И затем берём колпачок специально изготовленным для этого и для снятия колпачков захватом.
- А теперь просто вставляем его через втулку и прижимаем до упора.
- После этого втулку вынимаем и переставляем на следующий клапан Шевроле Лачетти.
- Сами сальники имеют форму с поверхностью похожую на шляпку и данным захватом очень удобно их снимать и вставлять.
- К тому же жор масла через такие изделия исключён практически до ноля. Хотя бывают разные случаи, конечно.
- После того, как мы установили все маслосъёмные колпачки наши клапана уже никуда не денутся.
- Поэтому теперь можем переворачивать смело ГБЦ и продолжать её дальнейшую сборку.
- Сначала вставляем все пружины на клапана.
- Затем устанавливаем сверху тарелки и дальше сухари.
- При этом сухари и стержень клапана смазываем маслом, сухари в результате залипают и с помощью рассухаривателя мы быстро засухариваем все клапана.
- После того, как все клапана у нас засухарены, в обязательном порядке берём проставку и с её помощью простукиваем все клапана по их торцам.
- Это нужно для того, чтобы все сухари упали на свои места.
- Дальше устанавливаем на свои места все гидрокомпенсаторы.
- Они у нас, правда, остались старые, но в этом нет ничего абсолютно страшного.
- Также укладываем оба распредвала на постели и закрепляем их болтами сверху по бугелях.
- Как уже говорилось, распредвалы здесь абсолютно одинаковые, но почему-то имеют разные номера.
- Поэтому, при демонтаже, подальше от греха, мы на всякий случай поставили метки на этих валах и по этим меткам назад их и установили на те же места.
- При установке бугелей смазываем посадочные места и сами бугеля.
- Устанавливаем распредвалы и затягиваем равномерно, но только восьмью болтами пока.
- Первый и второй бугеля мы пока не устанавливаем на свои места.
- Дело в том, что эти два бугеля необходимо также, как и все остальные тщательно почистить и вымыть.
- После этого поверхности прилегания бугелей и их посадочные места необходимо обезжирить.
- А затем на эти же бугеля на внутренние поверхности наносим тонкий слой герметика и масла.
- Теперь только можно их можно устанавливать на свои места.
- После чего также обтягиваем и можно дальше устанавливать сальники распредвалов Шевроле Лачетти.
- Здесь хочется акцентировать внимание на одном аспекте.
- Прежде всего, пока собираем ГБЦ мы через любые проставки и гайки закручиваем болты шкивов распредвалов, чтобы долго не крутить.
- Кроме этого, проверяем проворачивание обоих валов и вместе с этим поочерёдно нажимаем кулачками валов на каждый гидрокомпенсатор.
- Причём следим, чтобы кулачок полностью при этом стал вертикально и прижал гидрокомпенсатор.
- В тот момент, когда кулачок полностью выжал гидрокомпенсатор с обратной стороны головы проверяем положение клапанов на этом цилиндре.
- В данном случае, когда кулачок выжал гидрик первого цилиндра, все клапана его в это время находятся в полностью открытом положении.
- Делается это для того, чтобы можно было проверить соответствует ли положение клапанов положению гидроусилителя.
- Например, в нашем случае в третьем цилиндре гидроусилитель вообще не нажат, а значит его клапана в это время должны быть все в закрытом положении.
- Но, когда мы проверили, то убедились, что в действительности один из клапанов закрыт не полностью.
- Это говорит о том, что гидрокомпенсатор на этом цилиндре немного выжимает клапан. И таким способом просматриваем все цилиндры.
- Чтобы избежать таких неприятностей, мы придумали следующий выход.
- Зная о том, что все гидрокомпенсаторы обычно перед установкой находятся в зажатом положении.
- Поэтому во время сборки головки мы поочерёдно надавливаем на гидрокомпенсатор кулачком распредвала и в таком положении оставляем его примерно на 15 минут.
- И таким способом поступаем со всеми цилиндрами и их компенсаторами.
- Этого вполне хватает для того, чтобы компенсатор полностью сжался.
- И тогда у вас не будет подобных случаев, когда клапана оказываются не закрытыми полностью.
- Мало того, после сборки двигателя вы с лёгкостью его запустите, и он не будет при этом троить.
- А такое очень часто встречается после ремонта силового агрегата автомашины.
- Дальше мы устанавливаем сальники распредвалов, смазав предварительно маслом их внутреннюю кромку.
- Наружную кромку сальника при желании можно смазать герметиком, хотя это и не обязательно делать.
- После этого устанавливаем на место впускной коллектор, заменив при этом на новые все его прокладки.
- Выпускной коллектор находится у нас в автомобиле Шевроле Лачетти.
- И на этом сборка головки считается полностью оконченной.
- В завершение выставляем валы примерно по установленным ранее меткам на валах и корпусе головки.
- Позже уже непосредственно на автомашине поправим и выставим точно.
- Теперь в обязательном порядке продуваем поверхность и цилиндры блока цилиндров.
- При этом не забывайте продувать и отверстия под все болты крепления головки.
- После этого обезжириваем поверхность прилегания блока, набиваем снова направляющие и устанавливаем новую прокладку ГБЦ.
- Перед этим также нужно почистить и смазать резьбу и под шляпками все болты крепления ГБЦ.
- После этого поместите их в ванночку, чтобы лишнее масло с них стекло.
- Ну и теперь можно устанавливать головку непосредственно на блок цилиндров.
- Дальше вставляем болты крепления головки и наживляем их.
- Затем затягиваем вставленные болты, причём делаем это в несколько приёмов.
- Первый приём затяжки выполняем с усилием 25 Н/м или же 2,5кг.
- При этом затягивать можно в шахматном порядке или в виде спирали.
- Второй подход выполняем с усилием 45 Н/м. И в завершающий третий приём уже затягиваем с усилием 90 Н/м.
- Закончив затяжку, устанавливаем новую прокладку на клапанную крышку двигателя.
- И после этого наносим герметик на поверхности ГБЦ в местах прилегания и установки полумесяцев.
- Причём смазываем под низом и сверху.
- Точно также наносим герметик и на уголки с другой стороны головки.
- Ну и теперь, если вам удобнее придерживать рожковым ключом распредвалы при выставлении шкивов по меткам, то всё это делаем после выставления.
- Если же вам удобнее по-другому выполнять выставление шкивов, то после этого ставим на место клапанную крышку двигателя Шевроле Лачетти.
- В данном случае у нас есть специальное удерживающее шкив приспособление, поэтому мы также устанавливаем крышку сразу.
- Прикручиваем на место и выпускной коллектор на новую прокладку.
- При этом не лишним будет смазать болты крепления его жаропрочной смазкой.
- Дальше, также, как и при демонтаже головки, снова, уперев домкратом под поддон масляный, приподнимаем двигатель.
- При этом снимаем подушку двигателя вместе с её кронштейном.
- Сделать это необходимо для того, чтобы потом можно было установить защитные кожухи ГРМ.
- Первый из этих кожухов пластиковый и крепится он с помощью четырёх болтов.
- Два из них расположены вверху в районе распредвалов, третий внизу, а четвёртый на 8, ближе к середине.
- Дальше, после того, как закрепили задний кожух, устанавливаем натяжной ролик во взведённом положении.
- Взводим мы его потому, что помпу водяную, все приводные ремни и ролики устанавливаем обратно те, что стояли здесь до этого.
- Просто они все были ранее заменены и прошли после этого всего 20 тыс. километров.
- Перед этим установили, выставили по меткам и зажали шкивы распредвалов.
- Также выставляем по меткам и шкив коленвала мотора.
- Ну и потом, когда установили натяжитель, одеваем ремень ГРМ.
- При этом ремень одевается согласно нанесённым на нём стрелочкам, а если таковых нет, то чтобы надписи были вверху и читались в правильном направлении.
- В результате постепенно и не спеша одеваем ремень на все шкивы и ролики.
- После этого проверяем ещё раз совпадение меток на шкивах.
- Если всё совпадает, то теперь вынимаем фиксатор с натяжного ролика ГРМ.
- Ремень ГРМ при этом натянулся. Теперь проворачиваем коленвал на 360 градусов и проверяем натяжение ремня.
- Если он окажется натянутым слабо, то в таком случае придётся отпускать водяную помпу и с её помощью осуществлять нормальное натяжение ремня.
- Проворачиваем коленвал обычно за болт его шкива на два оборота, что будет равно 360 градусам.
- После проворачивания коленвала сначала проверяем совпадение меток везде. В нашем случае все метки совпали идеально.
- Натяжка ремня, правда, получилась немного слабоватой.
- Нужно сказать, что в этих двигателях нельзя слишком сильно натягивать ремень, поскольку потом он начнёт подвывать при нагревании.
- Но, всё же, если есть необходимость, то отпускаем три болта крепления помпы и спецключом проворачиваем её, добиваясь тем самым нормальной натяжки ремня Шевроле Лачетти.
- В результате мы добиваемся с помощью помпы на натяжном устройстве натяжителя т.н. кошачьих ушек.
- Дело в том, что из практики мы знаем, что именно такое положение зубчиков на натяжном устройстве натяжителя исключает подвывание в дальнейшем ремня ГРМ при его нагревании.
- Поэтому дальше можем теперь собирать всё в обратной последовательности.
- При этом устанавливаем на место кронштейн и подушку двигателя, проводку, защитную крышку и всё, что ранее было отсоединено на силовом агрегате автомашины.
- Также заливаем антифриз.
- По окончании включаем зажигание и проворачиваем стартером двигатель без свечей зажигания.
- Таким образом мы закачаем в двигатель масло и топливно-воздушную смесь.
- Крутим стартером до тех пор, пока лампочка индикатора уровня масла на панели приборов не погаснет.
- После этого закручиваем и подсоединяем свечи зажигания.
- Затем пробуем запускать двигатель. С первого раза он может не завестись, поэтому пробуем запускать несколько раз.
- В результате силовой агрегат заработал. При этом он должен работать ровно и обороты держать постоянные.
- Если всё в норме, значит доливаем полностью до уровня охлаждающую жидкость, ставим воздушный фильтр на место и всё.
- Ремонт ГБЦ на этом полностью завершён.
- Поэтому и рассказ наш о самостоятельном ремонте ГБЦ по случаю прогорания клапана автомобиля Шевроле Лачетти на этом окончен.