Центральной частью любого колеса автомобиля Дэу Матиз является ступица. Этот узел является самым надёжным устройством подвески.
На него приходится вес всего автомобиля.
Кроме того, он выдерживает ещё и дополнительные динамические, к тому же немалые, усилия во время разгона авто, выполнения поворотов или торможения.
Ступица крепится на ось и через различные устройства имеет связь с ведущим мостом или Шрусом.
Вращение на оси осуществляется благодаря наличию во внутреннем ободе подшипника.
А поэтому цельнолитая бесшовная болванка, выточенная в определённую форму в комплекте с подшипником и называется обычно ступичным узлом.
Меняем своими руками подшипник ступицы переднего колеса Daewoo Matiz
В этой статье мы решили рассказать о том, как можно в условиях гаража самостоятельно заменить подшипник на ступице переднего колеса Дэу Матиз.

- Итак, сегодня решили заменить подшипник ступицы переднего колеса на площадке у мастерской своего друга.
- Приступая к этому ремонту, мы понимали, что самое первое, что нужно в этом случае сделать – это сорвать ступичную гайку.
- Для этого, поставив автомобиль на стояночный тормоз, а также установив под колёса упор, выковыриваем декоративный колпачок.

- Затем отвёрткой либо любым другим инструментом с плоским концом и ударным хвостовиком, выпрямляем замятый хобот ступичной гайки.

- После этого берём головку на 30 с воротком и срываем ступичную гайку.
- Однако, нужно иметь ввиду, что она затянута довольно сильно, поэтому нужно сделать хорошее плечо в виде трубы или чего-то другого, чтобы её сорвать.

- Когда это получилось сделать, откручиваем и снимаем колесо.
- Теперь, если у вас есть помощник, то отправьте его в салон автомобиля и попросите хорошенько надавить на педаль тормоза.
- А сами тем временем с помощью головки на 14 попытайтесь сорвать четыре болта, с помощью которых тормозной диск крепится к ступице.

- Дальше, с помощью головки на 17 ослабляем крепление тормозного механизма (суппорта) к поворотному кулаку автомобиля Дэу Матиз.

- Он крепится с помощью двух болтов, один из которых расположен снизу, а второй вверху.



- Если она зашплинтованная, то предварительно вынимаем шплинт, а затем при сборке устанавливаем сюда новый.
- Дальше у нас поворотный кулак амортизаторной стойки.
- Обе гайки его крепления срываем при помощи головки на 17.

- Если при этом будет проворачиваться и болт вместе с гайкой, то с другой стороны придержите его таким же ключом.
- Итак, все крепления у нас ослаблены, теперь можно приступать к разборке.
- Для того, чтобы выпрессовать палец рулевого наконечника нужен специальный съёмник. Но если у вас его нет - это не беда.
- Нужно открутить почти полностью гайку его, а затем взять монтировку, монтажную лопатку или большую отвёртку и упереть её в нижний конец амортизаторной стойки автомобиля Дэу Матиз.

- Вторым концом надавливаем на гайку и наносим удар молотком по торцу рычага поворотного кулака.

- Наносим удары до тех пор, пока палец не выйдет со своего гнезда или втулки.
- Если же у вас есть специальный съёмник, то эта процедура выполняется очень быстро и просто.
- Откручиваете полностью гайку с пальца рулевого наконечника, затем аккуратно, чтобы не повредить его пыльник, заводим съёмник под рычаг поворотного кулака и ключом закручиваем гайку на сжатие.

- Съёмник таким образом постепенно выдавливает палец из своей втулки.
- Теперь попутно проверяем состояние пыльника, а также самого пальца.
- Если всё в нормальном состоянии, то отводим рулевой наконечник вместе с тягой в сторону.

- Дальше откручиваем полностью болты крепления тормозного механизма.
- При этом выводим фиксирующую втулку тормозного шланга из зацепления на стойке амортизатора.
- А после этого весь тормозной механизм вместе с тормозными колодками снимаем.
- Отводим в сторону и где-то закрепляем с помощью верёвки или любой проволоки, чтобы нам не мешал.

- Удобнее всего сделать это на пружине амортизаторной стойки автомобиля Дэу Матиз.
- После выполнения этой операции откручиваем полностью обе гайки крепления кулака к амортизаторной стойке.
- При этом один болт вынимаем, а другой пока оставляем.

- А тем временем откручиваем болт крепления кулака к пальцу шаровой опоры.

- И теперь снимаем полностью ступичную гайку, а также вынимаем второй болт крепления кулака к стойке.
- При этом осторожно выводим кулак из крепления амортизаторной стойки.

- Но при этом будьте внимательны, чтобы приводной вал не выскочил из корпуса внутреннего шарнира.
- И потом, одной рукой придерживая приводной вал, выводим наружный Шрус из ступицы колеса.

- После этого саму полуось подвязываем к пружине стойки амортизатора, где уже привязан суппорт.

- Дальше снимаем кулак с пальца шаровой опоры.

- Итак, поворотный кулак у нас в руках и теперь можно смело отправляться в мастерскую.
- Дальше для разборки нам понадобится оправка, размер которой должен совпадать с размером наружного диаметра внутреннего торца ступицы.
- Мы же в качестве такой оправки используем обыкновенную торцевую головку.

- Располагаем её на ступице с внутренней стороны и придерживая кулак на весу, ударяем по оправке молотком.

- Оправка может быть и чуть меньше диаметром, но только не больше, потому, что тогда толку не будет никакого от того, что вы стучите по внутреннему кольцу подшипника, что установлен внутри ступицы.
- Ступица выпрессовывается очень туго, но всё же выходит потихоньку.
- Итак, после того, как ступица слетела с поворотного кулака, отставляем его на время в сторону.
- В самой ступице тем временем снимаем распорную втулку.

- Затем, открутив четыре болта, отсоединяем ступицу от тормозного диска.

- Теперь можем видеть сколько грязи собралось на подшипнике передней ступицы автомобиля Дэу Матиз.

- Скорее всего здесь ранее порвался наружный сальник, а поэтому и не выполнял свои функции.
- Теперь тормозной диск пока откладываем в сторону.
- А для того, чтобы снять внутреннее кольцо наружного подшипника ступицы нам потребуется специальный съёмник.
- По другому, мы считаем, выполнить эту операцию очень затруднительно.

- После того, как мы сняли подшипник, подковыриваем отвёрткой и снимаем также наружный сальник.

- И теперь наша задача чисто и насухо вытереть ступицу.
- Делается это для того, чтобы можно было хорошо рассмотреть, если на ней царапины или другие дефекты.
- По завершению осмотра принимаем решение, можно ли использовать эту ступицу дальше или заменить на новую.

- У нас и ступица, и шпильки к ней оказались вполне пригодными для дальнейшей эксплуатации.
- В том случае, если вы решили всё же заменить ступицу и поставить новую, то не забудьте запастись и четырьмя новыми шпильками для неё.
- Дальше, достаём обратно поворотный кулак и вытираем внутри его немного смазку, чтобы она не брызгала.
- После этого достаём внутреннюю часть внутреннего подшипника, для чего нужно всего лишь отвёрткой достать внутренний сальник. Вслед за этим обойма сама выпадет.
- Но мы решили попытаться выбить её молотком.
- У нас это получилось, но после этого, ударяя молотком крест на крест по отвёртке или другой выколотке, выбиваем и наружное кольцо наружного подшипника автомобиля Дэу Матиз.

- После этого выбиваем и внутреннее кольцо таким же способом.
- Дальше тщательно вытираем внутреннюю часть кулака, точно также, как ранее это выполняли уже со ступицей.

- Это делается для того, чтобы также можно было обнаружить возможные дефекты на кулаке.
- У нас и здесь никаких нареканий на поворотный кулак не возникло.
- Если же у вас обнаружатся дефекты и вы решите приобрести новый поворотный кулак, то не забудьте купить заодно и новый грязезащитный щиток для тормозного диска.
- Его стоимость не такая уж и большая, но зато это позволит вам съекономить массу времени и нервов при перестановке старого защитного щитка на новый поворотный кулак.

- Итак, приступаем наконец к сборке.
- Прежде всего, посадочное место в поворотном кулаке под наружное кольцо подшипника не плохо было бы смазать жидким маслом.

- Его можно взять на кончике шупа масляного.
- Достаём новый подшипник из упаковки. Но, нам пока нужно только его наружное кольцо.

- Итак, берём кольцо и устанавливаем его на поворотный кулак Дэу Матиз.

- Остальное же пока укладываем назад в коробку.
- Для того, чтобы запрессовать это кольцо нам необходима соответствующая оправка.
- Для этого мы взяли, ничего не выдумывая, кольцо со старого подшипника.
- А чтобы оно свободно входило в отверстие поворотного кулака, мы его предварительно немного обточили на наждаке.
- Итак, устанавливаем оправку на кольцо нового подшипника.

- После этого, не спеша, аккуратненько запрессовываем его на своё место.

- Запрессовываем его до того, пока оно не упрётся.
- После этого, такую же процедуру проводим и с обратной стороны кулака.

- Теперь расскажем об одном нюансе, не учитывая который можно свести на смарку всю нашу работу.
- Имеется в виду распорная втулка.
- С нового комплекта, который мы приобрели, втулка имеет ширину равную 11,12 мм.

- Втулка, которую мы вытащили при разборе кулака имеет размер 10,33 мм.

- При этом, мы замерили ещё две втулки, что остались после двух предыдущих замен: их размеры оказались абсолютно разными и не совпадали ни с одним.
- Почему так, напрашивается вопрос. А всё дело, оказывается в конструкции самого узла.
- Как оказалось, между посадочными местами в поворотном кулаке на наружном срезе имеется выступ. Он не даёт возможности кольцам сходится ближе друг к другу, чем это предусмотрено конструкцией.
- Распорная втулка, в свою очередь, препятствует чрезмерному схождению внутренних колец.
- Из этого вытекает, что если распорная втулка имеет нужный размер, то ролики подшипника при затягивании ступичной гайки сходятся также на нужное или оптимальное для данной конструкции расстояние.
- А ступичная гайка обычно затягивается очень сильно и в таком состоянии пребывает всё время.

- А если распорная втулка будет по размеру несколько больше, чем требуется, то в таком случае ролики подшипника не смогут в достаточной степени войти в наружные кольца.
- В результате после затягивания ступичной гайки в поворотном кулаке будет наблюдаться ощутимый люфт.

- В том случае, когда втулка будет несколько меньше оптимального размера, то ролики подшипника при затяжке ступичной гайки могут до такой степени вжаться в кольца, что не смогут даже вращаться.

- Всё это говорит о том, что втулки, как и подшипники от разных производителей могут иметь различные размеры.
- А поэтому мы очень советуем при покупке подшипников отдавайте предпочтение тем, в комплектации которых предусмотрена и распорная втулка. Это даст возможность вам избежать очень многих проблем.
- Раньше мы столкнулись уже с такой проблемой, когда заменили поворотный кулак Дэу Матиз, установленный на автозаводе, на новый, который был куплен на рынке.
- Так вот, после его установки мы обнаружили люфт.
- Позже оказалось, что причина вся в том, что посадочные места наружных колец расположены чуть ближе друг к другу, чем это было в заводском кулаке.
- В результате во всём колесе образовался люфт, равный примерно 0,5 см.
- Для его устранения нам пришлось несколько раз разбирать поворотный кулак, подтачивать распорную втулку на глаз, так как замерить тогда нечем было, и снова собирать.
- Кстати, наружный сальник также раньше времени вышел из строя по этой же причине.
- А с той стороны, где поворотный кулак не менялся, сборка его прошла нормально и никаких проблем или претензий в процессе дальнейшей эксплуатации не возникало.
- Для того, чтобы правильно подобрать распорную втулку в каждом конкретном случае, мы придумали одно нехитрое приспособление.
- В качестве длинного болта мы использовали кусок шпильки, которую приобрели в строительном магазине.
- Кроме того, нам понадобилось пару гаек, желательно длинных, чтобы тяжелее было на них сорвать резьбу.

- Ну и несколько шайб разных размеров.
- Теперь на наш кусок шпильки накручиваем длинную гайку, которую контрим обыкновенной гайкой.

- Дальше надеваем на шпильку парочку шайб, тех, что поменьше размером.
- Кроме того, надеваем и пару шайб побольше.
- Затем одеваем также внутреннюю обойму подшипника, внутрь которой вставляем головку, чтобы обойма не играла.
- И теперь сверху всего этого одеваем поворотный кулак.

- В него вставляем распорную втулку и внутреннюю обойму внутреннего подшипника.

- На них одеваем две большие шайбы и две размером поменьше.
- Дальше для удобства надеваем ещё одну головку, сверху ещё одну шайбу и всё это закручиваем длинной гайкой.

- Теперь придерживаем одну гайку ключом, а другую зажимаем другим ключом.

- При этом затягиваем до тех пор, сколько хватит сил.
- После этого проверяем на наличие люфта.

- Если люфт есть, значит данная распорная втулка не подходит.
- Разбираем всю конструкцию и ставим втулку, которую мы ранее извлекли при разборке.
- Закрутив гайки только от руки, мы увидели, что люфта уже нет.

- Значит эта втулка также не подходит. Разбираем всё снова.
- Теперь проверяем, что же в нас в итоге получается.
- Значит втулка старая, которую мы извлеки во время разбора имеет ширину в 10,34 мм.
- А в новой, которую мы приобрели, размер составляет 11,7 мм.
- Первая из них слишком маленькая оказалась на поверку, а вторая – слишком большая.
- Можно проверить размер других втулок, если у вас таковые имеются.
- В общем выбираем втулку с наибольшим размером ширины и начинаем потихоньку подтачивать её, чтобы уменьшить размер.
- Для этого мы использовали обыкновенный мелкозернистый наждачный круг.

- Можно, конечно, использовать и другие методы стачивания.
- Для нормального функционирования подшипника поворотного кулака нам потребуется втулка размером примерно 10,86 мм.
- Поэтому со втулки размером в 11,7 достаточно снять хотя бы 1 мм. Этим мы и занялись на наждачном круге.
- В итоге мы добились размера 10,75 мм. Ставим её в свою конструкцию и собираем. Закрутили и проверили.
- Люфт стал значительно меньше, но всё же есть.
- Снова разбираем и снимаем ещё с втулки 0,1 мм. Получаем в результате 10,65 мм.
- Ставим её в устройство и собираем снова.
- Проверяем. Люфт ещё уменьшился, но всё ещё ощущается.
- Поэтому принимаем решение снять ещё 0,1 мм и потом будем пробовать снимать буквально по пару сотых миллиметра.
- Получаем 10,55 мм и собираем. Люфта практически нет. Пытаемся поджать гайки ещё сколько это возможно.
- В итоге люфт практически не ощущается.
- Но при усилиях, которые будут приложены при затягивании ступичной гайки думаем этого люфта совсем не будет
- Поэтому приступаем к дальнейшей сборке поворотного кулака на Дэу Матиз.
- Для начала наносим пластичную смазку на наружное кольцо и внутреннюю обойму наружного подшипника.

- Теперь вставляем подшипник в наружное кольцо.
- После этого выбираем из двух новых сальников железный.

- И дальше с помощью той же самой оправки, которую мы использовали при разборке, запрессовываем его.

- Хочется акцентировать внимание на том, что сборку поворотного кулака нужно выполнять именно таким образом и в такой же последовательности.
- Ни в коем случае не пытайтесь делать это прямо на ступице колеса, поскольку в таком случае наружный сальник никогда не встанет на своё место.
- Закончив эту операцию, зажимаем нашу шпильку в тиски и надеваем на неё поворотный кулак, тормозной диск.
- При этом не забудьте нанести на неё предварительно смазку.

- Сверху одеваем ещё пару шайб, головку, ещё одну шайбу и всё это закручиваем длинной гайкой.
- Поправив все элементы конструкции, затягиваем гайку.

- Может случится так, что с первого раза у вас это не получится.
- Но не стоит расстраиваться, поправьте всё и не торопитесь.
- В итоге ступица должна стать на своё место.

- После того, как ступица встала на своё место, притягиваем к ней тормозной диск.

- Это может быть старый, что стоял до этого, или купите новый.
- Кстати, для нового диска не забудьте купить новые тормозные колодки.
- Теперь раскручиваем гайки на шпильке и возвращаем поворотный кулак со ступицей и тормозным диском на стол.
- Здесь между подшипниками наносим пластическую смазку.

- Затем вставляем туда распорную втулку.

- После этого наносим смазку на наружное кольцо и ролики внутреннего подшипника, а затем также вставляем его в ступицу.

- Добавляем туда же пару шайб и снова собираем знакомую уже пирамиду.

- После чего опять всё зажимаем.

- Мы согласны, что наша конструкция ни коем образом не претендует на роль самой лучшей и далеко не отвечает всем требованиям совершенства.
- Но, если в наличии нет гидравлического пресса, то это намного лучше, чем выбивать молотком подшипники, а затем снова мучиться и всё забивать.
- Итак, стягиваем всю конструкцию до чувствительного упора, разбираем её.
- Наша ступица теперь почти готова за исключением внутреннего сальника.
- Вставляем его в ступицу и запрессовываем всё той же оправкой.

- Здесь нужно только помнить, что сальник этот устанавливается своим, так называемым, хвостиком наружу, в сторону приводного вала.
- На этом всё, поворотный кулак автомобиля Дэу Матиз в сборе и готов к установке.
- Возвращаемся теперь к самому автомобилю.
- Прежде всего, одеваем поворотный кулак на палец шаровой опоры.

- После этого вставляем болт в этот узел.
- В обязательном порядке он должен свободно войти в это отверстие, где имеется выемка на пальце шаровой опоры.

- Именно в таком случае он становится на своё место, поскольку если вы его будете проворачивать с силой и искать нужное место, то при закручивании вы просто испортите болт.
- Дальше, отвязываем приводной вал и его шлицами попадаем в ответные шлицы на ступице колеса.

- Затем вводим крепление поворотного кулака в крепление на амортизаторной стойке.
- При этом сразу зафиксируйте его одним из двух болтов.

- После этого можете уже спокойно вставлять второй болт и наживлять на них гайки.
- Потом удобнее было бы установить на своё место тормозной механизм, но мы вместо этого установили рулевой наконечник.

- Затем, когда будете всё же устанавливать тормозной механизм, то не забудьте поставить на место фиксирующую втулку тормозного шланга.
- Она располагается на специальном кронштейне на корпусе амортизаторной стойки Дэу Матиз.
- Так, как в то время на улице уже стемнело, то весь процесс окончания сборки мы досняли уже на следующий день.
- Итак, гайку рулевого наконечника затягивали с усилием приблизительно 40 н/м.

- После этого устанавливаем новый шплинт или же устанавливаем контргайку.
- Поджимаем и болты крепления тормозного диска к ступице.
- В этом случае идеально, если второй человек будет сидеть в салоне и давить на педаль тормоза.
- Но если такого человека нет, то можно закрутить две гайки крепления колеса на противоположные шпильки.
- После этого, между ними устанавливаем любой ломик и, удерживая его рукой, затягиваем болты крепления.

- Таким же образом можно и срывать эти болты.
- После этого надеваем колесо, наживляем гайки и опускаем автомашину на землю. И теперь основательно затягиваем колёсные гайки.
- Теперь, вывернув руль немного в левую сторону затягиваем ступичную гайку.
- После этого, снова приподнимаем автомобиль и пробуем шатать колесо в разные стороны.
- Если присутствует при этом люфт, значит вы не очень качественно выполнили работу и в следующий раз нужно делать это намного лучше.
- Опускаем машину, накерняем ступичную гайку и ставим на место декоративный колпачок.
- Всё, на этом замену подшипника передней ступицы автомобиля Дэу Матиз можно считать оконченной.