Система охлаждения Чери Амулет

Характер функционирования автомобильного двигателя внутреннего сгорания является таковым, что ему в обязательном порядке требуется принудительное охлаждение.

Это вызвано тем, что в кривошипно-шатунном механизме агрегата постоянно происходят движения поршней по гильзам цилиндров.

Они вызывают нагревание стенок, как одного устройства, так и другого. Кроме того, происходит трение и других деталей.

И наконец, самое главное – это горение топливной смеси в камерах сгорания, отход и движение горячих газов.

Всё это вместе связанное неизбежно вызывает нагревание двигателя до высоких температур.

И если не осуществлять его охлаждение, то очень быстро такой силовой агрегат может выйти со строя.  

Автомобиль Чери Амулет, производства одного из автомобильных гигантов Поднебесной Chery Automobile, за все годы его выпуска комплектовался двигателями объёмом 1,5 и 1,6 литра.

Это надёжные в общей сложности моторы, которые также имеют свою систему охлаждения и вентиляции.

Однако, для того, чтобы эта система функционировала так, как это было задумано её изобретателями, любой владелец автомобиля должен знать её устройство и работу, а также особенности эксплуатации.

Только тогда можно знать, когда и как правильно осуществлять замену расходников этой системы, а также знать особенности её обслуживания и диагностики.

Изучаем и диагностируем самостоятельно систему охлаждения Chery Amulet

В настоящей статье мы расскажем об общем устройстве и принципе действия системы охлаждения двигателя Чери Амулет.  

расскажем об общем устройстве и принципе действия системы охлаждения двигателя Чери Амулет.

  • Кроме того, мы расскажем, как избежать ряда самых распространённых неисправностей этой системы, а также научиться самостоятельно её проверять и диагностировать.
  • На автомобиле Чери Амулет установлена простая герметичного типа система охлаждения двигателя.

На автомобиле Чери Амулет установлена простая герметичного типа система охлаждения двигателя.

  • Как и у многих автомобилей, на нашем авто данная система имеет два контура, другими словами это малый и большой круг.
  • В состав малого круга системы входит расширительный бачок.

В состав малого круга системы входит расширительный бачок

Также туда входит и помпа водяная или насос водяной.

  • Его основной задачей является прокачивание по всей системе, и по малому кругу в частности, охлаждающей жидкости – тосола.
  • Также в малый круг входит корпус термостата, в котором расположен специальный клапан или термостат.

в малый круг входит корпус термостата, в котором расположен специальный клапан или термостат.

  • Клапан термостата при нагревании охлаждающей жидкости открывается, пропуская жидкость в патрубок, а при остывании наоборот – закрывается, препятствуя тем самым прохождению жидкости.
  • Циркуляция охлаждающей жидкости по малому кругу двигателя Чери Амулет осуществляется следующим образом:
  • Помпа или водяной насос продавливает охлаждающую жидкость с левой стороны двигателя, если смотреть на машину спереди, на право в корпус термостата.

водяной насос продавливает охлаждающую жидкость с левой стороны двигателя

  • Дальше по тонком шланге жидкость попадает в расширительный бачок автомобиля.

 по тонком шланге жидкость попадает в расширительный бачок автомобиля.

  • Кроме того, от термостата отходит также труба несколько большего диаметра, по которой охлаждающая жидкость попадает и на радиатор печки или отопителя салона.
  • Там, пройдя через радиатор, жидкость возвращается к термостату и по шланге снова возвращается к помпе.
  • И после этого снова возвращается, и проходит по новому кругу. Он и называется, как раз малым кругом.
  • В процессе такой циркуляции тосол постепенно нагревается, поскольку двигатель в это время работает.
  • И когда температура тосола достигает определённого уровня, он уже не в состоянии охладить двигатель.
  • А мы помним, что клапан термостата при нагревании открывается. Поэтому термостат также нагревается и его клапан открывается.
  • В результате охлаждающая жидкость устремляется по более толстому патрубку.

В результате охлаждающая жидкость устремляется по более толстому патрубку.

  • А этот патрубок ведёт к основному радиатору принудительного или естественного охлаждения двигателя.
  • Здесь в процессе движения жидкость охлаждается под воздействием потоков свежего воздуха, обдувающих радиатор.
  • В том случае, когда автомобиль не двигается, такую функцию выполняет вентилятор, принудительно охлаждая жидкость в радиаторе.
  • С основного радиатора тосол по патрубку возвращается снова к помпе. В результате мы получаем большой круг охлаждения двигателя. Тосол в этот момент циркулирует по малому и по большому кругу.
  • Когда жидкость в результате прохождения по большому кругу охлаждается в достаточной степени, клапан термостата снова срабатывает и закрывает доступ охлаждающей жидкости к большому кругу.
  • Она в итоге снова циркулирует только по малому кругу. Дальше всё повторяется снова.
  • Таким вот образом и функционирует система охлаждения двигателя. В неё входит 8 литров охлаждающей жидкости.
  • Сегодня, в качестве такой жидкости используют антифриз или тосол, что в принципе одно и тоже.
  • И в современных двигателях используют не просто антифриз, а с определёнными присадками.
  • Делается это для того, чтобы избежать внутренних окислений во всех устройствах системы.
  • Поэтому, в инструкции каждого автомобиля указано, какой тип антифриза необходимо использовать конкретно в этом авто, с каким пакетом присадок.
  • Теперь, что касается закрытого или герметичного типа системы охлаждения.
  • Вполне понятно, что есть автолюбители, которые не знают, почему используется именно такой тип.
  • Дело в том, что в герметичной системе легче создавать определённое давление, поскольку при нагревании жидкость имеет свойство расширяться.
  • А это в свою очередь повышает температуру её закипания.
  • Поэтому не запускайте двигатель при открытой крышке расширительного бачка Чери Амулет, поскольку охлаждающая жидкость в системе закипит намного быстрее.
  • Здесь же сразу объясняется частично и роль расширительного бачка в системе.
  • Как правило, он примерно наполовину заполнен всегда жидкостью.
  • При нагревании последняя расширяется и в системе создается давление.
  • Именно поэтому жидкость находит в расширительном бачке свободное место и уровень её там повышается.
  • Это в свою очередь предотвращает порыв шланг и патрубков.
  • Однако, вторая половина расширительного бачка не может быть пустой. В ней находится воздух.
  • Именно он и создаёт давление в системе, когда уровень жидкости повышается.
  • Но в таком случае в определённый момент может всё же произойти разрыв бачка или других слабых частей системы.
  • Чтобы этого не произошло, в расширительном бачке крышка его имеет специальный клапан.

 в расширительном бачке крышка его имеет специальный клапан.

  • Этот клапан двойного действия и представляет собой мембрану, которую снизу поджимает сильная пружина, а сверху намного слабее пружина.
  • В результате, когда давление в бачке поднимается, оно давит на мембрану клапана снизу.
  • Преодолевает усилие удерживающей её в закрытом положении пружины, и клапан открывается.
  • В этот момент происходит сброс воздуха в атмосферу.
  • Именно благодаря этому никаких порывов системы не происходит, поскольку с уходом воздуха в системе падает давление.
  • Когда же антифриз остывает, он сжимается, и уровень его в бачке соответственно падает.
  • Большая пружина снова давит на мембрану и закрывает клапан.
  • И в этот момент там или в других патрубках может возникнуть вакуум, вернее нехватка воздуха в системе.
  • Тогда стенки многих шланг и патрубков могут просто сжаться. Точно такой эффект происходит в пустой пластиковой и закрытой бутылке.
  • Но, этого не происходит, скажете вы. И будете правы.
  • Предотвратить этот нежелательный эффект помогает маленькая пружина в крышке расширительного бачка.
  • Когда охлаждающая жидкость остывает, давление в системе падает и уровень её в бачке соответственно понижается.
  • Большая пружина перестаёт давить на клапан крышки и в этот момент начинает работать маленькая пружина, которая открывает клапан в обратную сторону.
  • Это даёт возможность захватить в бачок новую порцию воздуха из подкапотного пространства автомобиля.
  • Всё бы ничего, если бы не одно «но». В системе охлаждения двигателя Чери Амулет есть один недостаток связан с конструкцией расширительного бачка.
  • Дело в том, что он сам по себе рассчитан всего на 1,5 литра примерно. Кроме того, внутри этого бачка встроен ещё один бачок.

внутри этого бачка встроен ещё один бачок.

  • В одном находится антифриз, а в другом – воздух. В результате расстояние между минимальным уровнем и максимальным очень небольшое. В новом двигателе этого вполне достаточно, а стоит в системе собраться даже небольшого количества осадка и грязи, как расширительный бачок начинает «выплёвывать» антифриз.
  • Такому эффекту способствует ещё и конструкция самой крышки.
  • Она вкручивается внутрь бачка, и мембрана клапана находится внутри корпуса.
  • Небольшой объём его приводит к тому, что при нагревании антифриза уровень в бачке быстро достигает пробки и её мембрана практически всегда пребывает в горячей жидкости. Такая ситуация способствует тому, что очень быстро мембрана теряет свою эластичность.
  • А поэтому она плохо удерживает клапан и наружу вместо воздуха чаще выплёскивается горячий антифриз.
  • Такое положение явно не может устроить тех, кто часто и много эксплуатирует автомобиль Чери Амулет.
  • К таковым относимся и мы.
  • А поэтому приняли решение заменить оригинальный расширительный бачок на его аналог, но большего размера.

 приняли решение заменить оригинальный расширительный бачок на его аналог, но большего размера.

  • Кроме того, у этого бачка нет никаких перегородок, а крышка расположена на небольшом горлышке, что находится сверху корпуса. Сам же клапан крышки этой рассчитан на уровень давления несколько больший, чем в оригинальном устройстве.
  • Главное, при подборе аналогового бачка – это его качество изготовления.
  • Но, как оказалось, в этих двух бачках имеется существенная разница в устройстве контроля за уровнем жидкости.
  • Так в родном оригинальном бачке два провода от разъёма идут через весь бачок сверху и до низа.
  • Охлаждающая жидкость является проводником электрического тока, а значит имеет сопротивление.
  • Два контакта, которые находятся в этой жидкости между собой не замыкаются, и лампочка на панели приборов не горит.
  • Но, как только уровень жидкости падает ниже допустимого, контакты между собой в результате замыкаются, поскольку сопротивления между ними отсутствует, и лампочка в салоне загорается.

 как только уровень жидкости падает ниже допустимого, контакты между собой в результате замыкаются и лампочка загорается

  • Многие думают, что это сигнал водителю о перегреве двигателя.
  • На самом деле эта лампочка сигнализирует о том, что уровень охлаждающей жидкости упал ниже допустимого и нужно принимать меры.
  • Конструкторы задумали такой принцип работы с той целью, чтобы можно было предупредить своевременно водителя о том, что в его двигателе мало охлаждающей жидкости.
  • Тем самым предотвратить возможный перегрев силового агрегата.
  • В бачке, который мы установили, а это бачок от автомобиля ВАЗ, система устроена совсем наоборот.
  • Она устроена по принципу поплавка. То есть, на конце датчика имеется поплавок, который при наличии жидкости в бачке поднимается вверх. А там установлен магнит, через который замыкаются контакты и на панели приборов горит лампочка, сигнализирующая о том, что у вас всё в порядке в системе охлаждения, уровень жидкости в ней нормальный.
  • Но, как только этот уровень понижается ниже допустимого уровня, поплавок соответственно падает и магнит вверху не срабатывает.
  • А поэтому контакты датчика размыкаются и лампочка на панели приборов гаснет. То есть, когда лампочка горит – это хорошо, всё в порядке. Если же она погасла – в системе охлаждения автомобиля проблемы.
  • На первый взгляд система вроде бы, как несколько непривычная. Но, с другой стороны очень даже удобная.
  • Дело в том, что с оригинального бачка полностью слить жидкость практически невозможно в силу особенностей его конструкции. Следовательно, даже если уровень жидкости в системе и упадёт ниже допустимого, то лампочка в салоне всё равно будет гореть.
  • В таком случае очень легко допустить перегрев двигателя. В аналоговом же бачке такое положение невозможно.
  • Просто там поплавок упал и лампочка погасла. А причина может быть не только в понижении уровня жидкости, но и в повреждении проводки, например, или сама лампочка может перегореть.
  • В любом случае вы будете искать причину, почему она погасла.
  • Другими словами, вся система охлаждения данного автомобиля устроена достаточно умно, но вот недостаток конструкции её расширительного бачка всё это портит.
  • Поскольку оповещение о неполадках здесь очень плохое из-за него. Но, оказывается, что такого типа бачок установлен далеко не на одной данной модели.
  • А владельцы других, более дорогих авто, просто каждый год меняют такой бачок и устанавливают новый.
  • В результате система оповещения у них функционирует практически нормально.
  • Мы же пошли по другому пути и просто заменили его на другой, с более качественной конструкцией.
  • Умные и внимательные владельцы могут нам на это всё возразить, обращая наше внимание на то, что на приборной доске любого авто, Чери Амулет не исключение, расположен ещё и манометр датчика температуры.
  • Так вот, его стрелка нам всегда покажет критическую температуру, перейдя к красному, а затем и в сам красный сектор.
  • В других автомобилях это может быть и так, только не на данном.
  • Убедиться в этом нам пришлось после замены датчика температуры, который установлен за корпусом термостата.

датчик температуры, который установлен за корпусом термостата

  • А суть в том, что в основной своей массе эти датчики реализуются поддельными.
  • В оригинальном датчике установлен дорогостоящий радиоэлемент, с помощью которого и происходит измерение температуры охлаждающей жидкости.
  • Кроме того, в этом датчике имеется три контакта, один из которых – это масса, второй идёт на манометр, расположенный на панели приборов, а третий подводится к блоку управления или «мозгам».
  • И там, и там по идее должны быть одни и те же показатели температуры антифриза.
  • Но, вся проблема и состоит в том, что добиться этого практически невозможно.
  • В результате на манометре у вас одна температура, а блок управления получаем свою информацию.
  • Вот эта информация и является самой главной.
  • Дело в том, что блок управления, получив сигнал от датчика температуры, корректирует работу всех остальных устройств и систем автомобиля (зажигание, состав топливной смеси и пр.).
  • Другими словами, от получаемого показателя температуры полностью зависит дальнейшая работа двигателя. 
  • Но, в датчиках, которые реализуются, причём практически у всех, этого радиоэлемента просто нет.
  • Вместо него между контактами датчика установлена тонкая металлическая нить. Скорее всего, она изготовлена из вольфрама.
  • Запаяна она в смолу и по своему составу при замыкании контактов датчика, показывает примерно среднее положение стрелки на манометре. Именно поэтому вы никогда не сможете по этому манометру точно определить, какая же температура у вас в действительности охлаждающей жидкости и не кипит ли ещё двигатель.
  • Единственным спасением и выходом из этого положения будет приобретение этого датчика только в официальных дилеров и по каталожному VIN-номеру.
  • Только таким способом вы сможете уберечь себя от приобретения заведомой подделки.
  • В добавок ко всему выше сказанному, в системе охлаждения данного автомобиля конструкторы допустили ещё один обидный промах.
  • А всё дело в том, что пластмассовая часть основного радиатора, та, где к нему подходит патрубок от термостата, расположена точно напротив зазора между левой фарой и краем фальшрешётки радиатора.

пластмассовая часть основного радиатора, в том месте, где к нему подходит патрубок от термостата, расположена точно напротив зазора между левой фарой и краем фальшрешётки радиатора.

  • На первый взгляд, вроде бы в этом нет ничего особенного. Но, мы также ранее так считали ровно до одного случая.
  • В пути у нас во время движения стрелка манометра датчика температуры располагалась в средней трети его шкалы и всё вроде бы работало в штатном режиме.
  • Но, когда мы включили печку для обогрева салона, то из неё вместо горячего воздуха стал поступать всё более и более холодный воздух.
  • И только потом, уже в гараже, мы обнаружили, что патрубок в пластмассовой части радиатора был разорван.
  • Тосол, понятное дело, весь вытек, двигатель перегрелся. Но, лампочка уровня жидкости нам по вполне понятным причинам ничего не показала.
  • А вот манометр датчика не сработал по той причине, что в указанный зазор между решёткой и фарой во время движения поступал холодный воздух.
  • Он обдувал часть патрубка, термостат и сам корпус датчика.
  • В системе охлаждения жидкость циркулировала лишь по малому кругу, клапан термостата двигателя Чери Амулет после её закипания открылся.
  • Но, поскольку холодный воздух попадал во время движения именно в патрубок и по нему проходил к датчику температуры, тот естественно не срабатывал.
  • Он показывал на манометре вполне нормальную температуру.
  • В результате клапан термостата у нас практически расплавился, а двигатель получил перегрев.
  • Поэтому замена расширителя оказалась самым оптимальным решением, что дало возможность избавиться от всех негативных моментов и возникновения возможных неприятных последствий.
  • Ну и теперь, как можно самостоятельно проверить исправность системы охлаждения вашего двигателя.
  • Прежде всего, нужно знать, что она никогда не проверяется при открытой крышке расширительного бачка.
  • Тот, кто это делает, а такие фокусы бывают и на СТО, пытается вас обмануть, чтобы содрать побольше денег, либо на самом деле не является профессионалом в этом вопросе.
  • Значит, саму проверку начинаем с запуска двигателя при закрытой крышке расширителя. Перед этим проверяем уровень антифриза в бачке.
  • Он должен быть средним, поскольку до максимального уровня старайтесь никогда не заливать.
  • Кроме того, нужно знать, что стрелка манометра датчика температуры начинает сдвигаться со своего места при температуре жидкости 45 градусов.
  • Поэтому запустили двигатель, подождали пока он прогреется.
  • Это можно проверить рукой, попробовав сам корпус двигателя.
  • Затем, многие автолюбители пробуют рукой нагревание патрубка, идущего от термостата к большому радиатору.

 многие автолюбители пробуют рукой нагревание патрубка, идущего от термостата к большому радиатору

  • При этом пробуют в месте недалеко от термостата.
  • Как правило, этот патрубок становится горячим ещё в тот момент, когда сам силовой агрегат прогрет ещё недостаточно сильно.
  • И здесь допускается одна из основных ошибок.
  • Обнаружив такое положение многие делают вывод, что вышел со строя термостат и начинают его менять.
  • На самом деле это совсем не так, поскольку патрубок нагревается от корпуса термостата.
  • А последний нагревается от двигателя, к которому он примыкает.
  • А проверять нужно совсем не по этому признаку.
  • Дайте прогреться двигателю примерно до 70-80 градусов по показаниям стрелки манометра датчика.
  • После этого проверьте рукой корпус самого радиатора сверху.

проверьте рукой корпус самого радиатора сверху.

  • При этом, будьте осторожны и не суйте руки в вырез для вентиляторов, поскольку они могут в любой момент включиться.
  • Пробуем радиатор сверху и с правого угла, если смотреть на автомобиль спереди, корпус может быть тёплым, но не горячим.
  • Кроме того, попробуйте корпус радиатора ещё посредине и в противоположном углу. Чем дальше, тем он должен быть холоднее.
  • И самое главное проверьте радиатор снизу за его решёткой.

И самое главное проверьте радиатор снизу за его решёткой.

  • Здесь он должен быть холодным. Нагреваться радиатор начнёт после достижения жидкостью температуры 87 градусов.
  • При этой температуре откроется клапан термостата, жидкость пойдёт по большому кругу, попадёт в радиатор и соответственно он начнёт нагреваться.
  • Если же двигатель ещё не нагрелся до нужного уровня, а радиатор уже тёплый, то это может свидетельствовать только о том, что термостат Чери Амулет неисправен.
  • Если же температура жидкости уже свыше 87 градусов, антифриз практически закипает и выплёскивается из расширительного бачка, а радиатор в это время холодный, то это говорит о том, что термостат заклинил и его клапан попросту не открывается.
  • При этом могут включиться и вентиляторы, но тосол всё равно будет циркулировать только по малому кругу.
  • Мало того, с помощью системы охлаждения можно проверить также пробита ли прокладка ГБЦ или нет.
  • При этом, правильно делать это при закрытой крышке расширительного бачка. Удобно это делать, когда корпус бачка прозрачный.
  • Тогда можно, подсветив фонариком или просто так увидеть, бурлит ли в нём жидкость при увеличении оборотов или при открытии дроссельной заслонки.
  • При этом не нужно ждать, чтобы двигатель хорошо прогрелся, достаточно прогреть его совсем немного.
  • Если же жидкость при открытии дросселя находится в спокойном состоянии в бачке, значит прокладка не пробита.
  • Если вы прочитали эту статью, то теперь можете самостоятельно проверять систему охлаждения двигателя своего авто.
  • Не нужно для этого ехать к механику или доверять это делать лицам с сомнительными знаниями в этой области. 
  • Кроме того, вы можете самостоятельно выполнять и диагностику этой системы.
  • Для этого достаточно приобрести в магазине адаптер Bluetooth ELM327 версии 1,5 с помощью которого можно без особых проблем подключится к машине практически через любой имеющийся у вас гаджет и выполнить самостоятельно диагностику.
  • Сам адаптер стоит совсем недорого, но купив его, вы сэкономите кучу денег, плюс ко всему будете всегда спокойны за систему охлаждения силового агрегата своего авто.
  • На этом наш рассказ о самостоятельном изучении, ремонте, проверке и диагностике системы охлаждения двигателя Чери Амулет окончен.
Расскажите друзьям

» Все новости

Поделитесь Вашими впечатлениями о ремонте "Система охлаждения Чери Амулет"

Отзывы: 4


Роман

Если внимательно следить за работой и состоянием системы охлаждения, то ничего страшного не должно случиться. А если годами не менять антифриз, не следить за эго уровнем, перегревать двигатель и тд. то ждите неудобств, которые потянут за собой дорогостоящие ремонты и замены. Обязательным условием этой системы является - сохранение герметичности. Я если вижу что какой-то шланг или патрубок мне не нравиться по виду, сразу же его списываю на лавочку запасных.


Михайло

Стаття дуже корисна і зрозуміло написана.Дякую автору!


Анатолий

Давление у вазов 1,1 атмосферы, амулету нужно 1,5. Поэтому есть риск летом закипеть и перегреть двигатель с бачком от ваза.


Сергей

Респект! Очень грамотно всё расписано! Автор-красавчик! Спасибо за полезную информацию, статья очень помогла!!'




Поршень двигателя для ремонта Чери Амулет:

Цилиндр для ремонта Чери Амулет:

Бачок для ремонта Чери Амулет:

Помпа водяная насос для ремонта Чери Амулет:

Корпус для ремонта Чери Амулет:

Клапана для ремонта Чери Амулет:

Термостат для ремонта Чери Амулет:

Патрубки для ремонта Чери Амулет:

Шланг для ремонта Чери Амулет:

Радиатор печки для ремонта Чери Амулет:

.