Глобальное потепление всё больше заставляет людей использовать в своей деятельности и в быту новейшие приборы и устройства, позволяющие охлаждать и освежать воздух.
Одним из таких наиболее популярных устройств является кондиционер.
Сегодня его устанавливают не только в производственных и бытовых помещениях, а также и в автомобилях.
Современные модели автотранспортных средств практически все комплектуются системами вентиляции и обогрева салона.
И основным устройством этой системы является как раз кондиционер.
Его главным назначением является очистка воздушных масс, поступающих в салон авто, а также подогрев их или охлаждение в зависимости от времени года и окружающей среды.
Автомобиль Дэу Сенс, ставший бюджетной версией хорошо известного Дэу Ланос, помимо комплектации силовым агрегатом и трансмиссии украинского производства, оснащается и кондиционером.
Это делает автомобиль более современным и комфортным в эксплуатации.
Однако, такая комплектация присутствует не у всех моделей.
Кондиционер является довольно сложным устройством и установить его, а тем более обслужить не так и просто.
Устанавливаем самостоятельно кондиционер на Daewoo Sens
В настоящей статье мы расскажем о том, как самостоятельно установить кондиционер на Дэу Сенс.

- Если кто думает, что мы собираемся устанавливать готовый кондиционер на свой автомобиль, то он сильно ошибается.
- На самом деле для этой цели у нас имеется целый комплект деталей и узлов из которых мы и должны собрать один кондиционер.

- В данный комплект входит поддон, испаритель и трубки.

- Кроме того, нам понадобится генератор.
- В нашем случае генератор изготовлен под крепление, что используется в автомобиле «Москвич», т.е. кронштейн специальный, но со шкивом под шестиручейковый приводной ремень.


- Шкив компрессора также изготовлен под шестиручейковый ремень.
- Здесь же и радиатор кондиционера, кронштейн крепления насоса гидроусилителя, а также компрессора кондиционера и блок управления печкой и кондиционером.

- Нужно отметить, что все эти детали мы собрали с разных мест.
- Здесь часть, которые стояли ранее на нашем авто, часть с других марок и в том числе и ЗАЗ Шанс или Дэу Сенс, а также часть новых, приобретённых в автомагазинах.
- Среди таких новых деталей это радиатор охлаждения и патрубки к нему.

- Все эти детали предназначены для установки именно на нашу модель авто.
- Приобрели мы и основной вентилятор охлаждения.

- Есть у нас и дополнительный вентилятор охлаждения.
- Вот с такого примерно перечня деталей и запчастей мы и собираемся собрать новый кондиционер на свой автомобиль.
- В связи с тем, что много деталей у нас бывшх в употреблении, поэтому некоторые из них предварительно придётся хорошенько почистить и помыть.
- И только после этого уже устанавливать на машину.
- Итак, для того, чтобы нам можно было собрать и установить на автомобиле кондиционер, придётся снять генератор с одним верхним кронштейном, а также насос гидроусилителя.

- Предварительно, естественно, придётся слить жидкость с гидроусилителя. А также снимем потом и крепление насоса ГУР.
- Поэтому срываем гайку на шкиве коленвала, так как его тоже придётся снимать.

- Дальше сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
- Снимаем шкив коленвала, насос гидроусилителя и кронштейн генератора.
- Вместо него установили два новых, что были в нашем комплекте.

- Это уже под новый генератор.
- И здесь произошёл один форс-мажор.
- Кронштейн под насос гидроусилителя и компрессора кондиционера не удаётся установить, поскольку он упирается в поддон двигателя. Поэтому нам пришлось слить масло с двигателя и снять его поддон картера.

- Вместо снятого поддона установили новый, что приготовили в комплекте.

- А заодно и установили кронштейн насоса гидроусилителя и компрессора.

- Он теперь уже свободно становился на своё место. Под двигатель при этом пришлось установить подставку.
- В результате все кронштейны наши нашли своё место, и мы их все прикрутили.

- Для этого мы и подставку ставили под двигатель Дэу Сенс, поскольку откручивали старые кронштейны и двигатель оставался всего на одном болту.
- А, чтобы оказать помощь этому болту мы и подстраховались подставкой.
- После установки кронштейнов эту подставку можно спокойно убирать.
- Когда охлаждающую жидкость слили, снимаем радиатор вместе с патрубками и термостатом.

- Нам потом понадобится от сюда один из патрубков и термостат.
- Кроме того, два патрубка ещё под капотом придётся немного укоротить.

- Сделать это нужно примерно на 4-5см.
- Дальше установили мы на место компрессор кондиционера, наживив при этом только два его верхних болты.

- До этого мы установили новый шкив на коленвал, а также установили насос гидроусилителя.
- И теперь новая проблема возникла: отсутствует соосность у шкивов коленвала, ГУР и компрессора кондиционера.

- Особенно сильно выделяется шкив насоса ГУР, а поэтому нам его придётся заменить на другой.
- Дело в том, что этот насос у нас с автомобиля Дэу Нубира. А мы вместо него приобрели новый насос для Шевроле Авео с двигателем 1,5 литра.
- Если сравнить два эти устройства, то сразу видно, что корпус нового насоса несколько ниже старого.

- Кроме того, диаметр шкива нового насоса также значительно меньше диаметра шкива старого.

- А это всё говорит о том, что насос ГУР от Шевроле Авео 1,5л нам подойдёт больше.
- Поэтому устанавливаем этот насос на двигатель, кроме того, устанавливаем генератор, компрессор кондиционера у нас уже стоит, и потом одеваем ремень на все эти устройства.

- Нужно отметить, что болты крепления всех этих устройств и на кронштейнах мы не затягивали полностью.
- Слегка закручен и регулировочный болт генератора. Сделано это специально с той целью, чтобы можно было отцентровать их шкивы.
- Кроме того, одетый ремень сам достаточно центрует шкивы.
- И когда у нас всё уже стало на свои места и ремень проворачивается, а для этого мы дополнительно пару раз проворачиваем коленвал двигателя, тогда можно все болты креплений затягивать окончательно.
- Также мы установили и обводной ролик.

- Внизу насоса ГУР Дэу Сенс нам пришлось снять металлический патрубок и установить такой же, но со старого изделия.

- Дело в том, что его родной патрубок сильно выпирал и в последствии в него будет упираться защита двигателя.
- Также в целях практичности пришлось нам изогнуть и магистраль высокого давления.

- Дело в том, что если её пустить сверху, как она и должна проходить, то в результате получаем очень опасный перегиб резинового шланга. Поэтому мы сделали таким образом, причём снова пришлось учитывать установку потом ещё защиты двигателя.
- Да и ремень даёт нам такую возможность.

- И теперь снизу мы можем окончательно одевать приводной ремень.
- При этом нужно помнить, что последним ремень привода одевается на шкив коленвала.

- К тому же одевается он сверху вниз, прокручивая при этом шкив коленвала против часовой стрелки.
- Одновременно нужно придерживать ремень и на шкиве насоса ГУР.

- Также нам пришлось немного подпилить угол кронштейна крепления насоса, поскольку из-за него трубка высокого давления не могла стать на своё место.

- И поэтому её невозможно было прикрутить непосредственно к насосу гидроусилителя.
- Ну и после того, как одели полностью приводной ремень, можно его теперь натягивать.
- Дело в том, что генератор у нас до сих пор не закреплён окончательно и натяжной болт также не затянут.

- Поэтому можно ремень натягивать и закреплять генератор.
- Нужно также отметить, что в компрессоре кондиционера нужно свободные отверстия до установки патрубков позакрывать ветошью, чтобы внутрь туда ничего не попало случайно.
- Дальше мы устанавливаем радиатор кондиционера.

- Подключаем его к новому также ресиверу-осушителю.

- Со стороны двигателя выводим трубку магистрали.

- И, сняв воздушный фильтр, проводим эту магистраль почти к передней стенке моторного отсека Дэу Сенс.

- Дальше с другой стороны радиатора устанавливаем на свои места два других шланга.

- При установке магистральных трубок нужно обращать внимание на наличие и целостность уплотнительных резиновых колец.

- Они должны присутствовать на всех соединениях в обязательном порядке.
- Итак, подсоединили мы два шланга магистрали, как они должны быть.

- Дальше устанавливаем основной вентилятор охлаждения и его патрубок.

- Кроме того, устанавливаем дополнительный ещё вентилятор охлаждения.

- Кроме того, установили все трубки и патрубки, а также проложили трубки кондиционера.
- Основной вентилятор подсоединили к стандартной фишке.
- Затем залили антифриз в систему охлаждения и запустили двигатель для проверки целостности системы.
- Если всё нормально и никаких подтёков нигде нет, то теперь можно перебираться в салон для подготовки места установки испарителя.
- Также нужно отметить, что при установке натяжного ролика для ремня привода, нам пришлось со стороны кронштейна подложить шайбу под него.

- Обусловлено это было тем, что приводной ремень проходил по самому краю этого ролика.
- А после того, как мы подложили шайбу он стал проходить по средине ролика.
- В салоне сняли мы печку или отопитель и теперь сначала тщательно вымоем её корпус.

- Помимо этого, помоем некоторые детали обшивки кузова, а также вентилятор печки.

- Заодно и заменим фильтр салона, который у нас оказался уже изрядно грязным.
- Нужно заметить, что для того, чтобы снять нижний кожух печки и разобрать её нам пришлось открутить с обеих сторон торпеду.
- А также рулевую колонку и держатели внизу центральной панели.

- После этого пришлось торпеду ЗАЗ Шанс вытащить на сколько можно на себя, чтобы можно было открутить три болта крепления нижнего кожуха печки.

- Также нужно отметить, что кожух этот, пришлось в обязательном порядке снимать, потому, что просто так испаритель здесь установить не получится.
- Да и на трубке его, после установки снизу одевается пластмассовый замок или защёлка с вырезанным полукругом под диаметр трубки.
- Он поддерживает трубку и заодно запирает её в отверстии передней панели.

- Для того, чтобы снять нижний кожух печки, нам пришлось открутить целых тринадцать саморезов.
- И это притом, что подобраться практически к каждому из них весьма проблематично.
- Прежде, чем устанавливать на своё место испаритель, мы обклеили его двумя уплотнительными лентами.

- Вся надежда на то, что таким образом он будет плотно сидеть после установки.
- Судя по всему, он при поставке должен быть уже в уплотнительных лентах.
- Но, у нас испаритель не новый, поэтому пришлось воспользоваться подручными средствами.
- После этого установили на своё место испаритель.

- И после этого установили также обратно нижний кожух печки.

- При этом проверили везде, чтобы не было ни малейших щелей.
- Даже использовали зеркало, для того, чтобы можно было снизу посмотреть и всё проверить.
- Это нужно для того, чтобы воздух не уходил через имеющиеся щели и не попадал через них в салон холодный воздух.
- Все воздушные массы должны проходить только через печку или испаритель.
- После этого собираем полностью печку.

- И дальше приступаем к работе на центральной панели, где должен быть установлен блок управления печкой.

- На нашем старом блоке управления отсутствует кнопка управления кондиционером.
- Поэтому мы берём новый блок управления, на котором уже есть кнопка кондиционера.

- Переставляем на этот блок тросик со старого блока.
- Теперь, что касается подключения блока управления.
- Как оказалось, на кнопку управления кондиционером через фишку питание поступает от замка зажигания.

- Питание поступает на обе фишки, что есть в нише панели.
- Дальше кнопка нашего кондиционера отдаёт поступившее напряжение на провод жёлтого цвета в фишке.

- Дальше, по этому проводу напряжение доходит до колодки, что расположена внизу возле пассажирской двери автомобиля.

- Здесь его можно легко найти, где именно он заходит в эту фишку.

- Но вот из фишки этот провод дальше уже никуда не идёт.

- Это говорит о том, что, когда вы включаете или нажимаете на кнопку кондиционера, питание от неё поступает в данную колодку.
- А так, как дальше провод этот никуда не идёт, то нам нужно в этой колодке, от этого жёлтого провода подключиться, чтобы в дальнейшем напряжение попадало на реле.
- Дальше уже при срабатывании это реле будет обеспечивать питанием компрессор кондиционера и вентилятор охлаждения.
- Поэтому мы просто подключаем блок управления и устанавливаем его на место в центральной панели.
- Также заодно и подключаем тросики все куда необходимо.
- Вообще, для того, чтобы выполнять такого рода ремонт, необходимо предварительно тщательно изучить электрическую схему подключения кондиционера и печки.
- Мало того, сделать себе т.н. шпаргалку, в которой указать основные провода от куда и куда они идут, реле, за что какое отвечает и другие данные.
- Во время выполнения ремонта такая шпаргалка здорово потом поможет.
- Прежде, чем ставить бардачек на место, нам необходимо разобраться с проводкой и подключением самого кондиционера.
- Для этого также заготавливаем соответствующие провода, фишки, реле, датчики и прочее оборудование.

- Ну и не забывайте за изоляционный материал: это изолента и термоусадка.
- Опять же, всё это подбирается и приобретается исходя из ознакомления со схемой подключения кондиционера.
- Под капотом мы освободили место, чтобы ничего не мешало на данный момент и вывели провод от кнопки включения кондиционера.

- Через него питание от кнопки будет поступать на реле.
- Теперь на его конце цепляем контакт типа «папа» и вставляем его в соответствующее гнездо на нашей колодке или фишке внизу возле пассажирской двери Дэу Сенс.

- Итак, подключили мы кондиционер напрямую от генератора и через предохранитель в сторону фары.

- При этом, провод вставили, как и положено, в гофрированную изоляционную трубку.
- Затем эта трубка с проводом у нас проходит под фарой, за воздушным фильтром и к передней стенке моторного отсека.
- Там также провод, который выходит из салона от кнопки управления аккуратно заизолировали.
- И здесь на передней стенке установили также реле.

- Если посмотреть на реле под номером 45 с обратной стороны, то там можно увидеть четыре контакта с цифрами 1,2,3 и 5.

- Из них первый контакт – это минус.
- Второй – кнопка включения кондиционера.
- Третий – постоянный плюс от генератора.
- Пятый – питание вентилятора и компрессора кондиционера.
- Кроме того, мы установили на проводке четырёхконтактный датчик.

- До этого здесь был установлен трёхконтактный датчик.
- Так вот, через один из этих контактов подключалась масса, а два остальных запитывались на блок управления.
- Однако, так как наш кондиционер идёт мимо ЭБУ, и он его просто не будет «видеть», то вместо него мы установили другой датчик от автомобиля Опель.

- В данном случае это датчик давления кондиционера. Он хорошо сюда подходит и выполняет роль своеобразного предохранителя. Дело в том, что его рабочий диапазон равняется 30 Атм.
- Поэтому, если в системе давление падает ниже 2 Атм, то он автоматически отключает кондиционер.
- Если же давление превысит 30 Атм – он также срабатывает на отключение.
- Работает этот датчик следующим образом: один из его контактов – это минус, который идёт на реле. А два остальных идут на массу. Четвёртый контакт здесь просто не задействован.
- Поэтому, если давление в системе меньше 2 или выше 30 атмосфер, датчик размыкает минусовый контакт, идущий к реле.
- В реле соответственно разрывается электрическая цепь и вентилятор с компрессором кондиционера также обесточиваются.
- Для большей надёжности место входа трубок испарителя в салон мы дополнительно к использованному уже уплотнителю промазали ещё и шовным герметиком.

- Что касается вентиляторов, то во время включения кондиционера на ЗАЗ Шанс включается дополнительный вентилятор.
- Основной вентилятор включается как обычно в системе охлаждения двигателя.
- Во время движения на небольших скоростях очень часто эти два вентилятора работают одновременно.
- В общем мы, проездив три дня с установленным кондиционером, остались довольны своей работой.
- Во время включения этого устройства обороты двигателя немного падают, но без этого никак.
- Расход топлива также немного увеличился, только это не критично.
- А самое главное, что теперь передвижение на автомобиле стало намного комфортнее.
- Мы можем переключать кондиционер на забор воздуха с салона и охлаждение его, что очень выгодно, либо с улицы.

- Ещё нужно рассказать об одном нюансе этого вида ремонта.
- Дело в том, что внизу нам пришлось немного подрезать пластмассовый грязезащитный щиток.

- Вынудило нас сделать это то, что этот щиток касался шкива и самого насоса ГУР, а также его патрубков.
- По этой причине мы и не могли установить этот щиток на своё место. Поэтому приняли решение вырезать небольшой фрагмент его.
- Но, самое главное это то, что из-под колеса грязь сюда попадать не будет. Кроме того, сверху ещё будет установлена и защита двигателя. Правда, здесь также в местах крепления защиты нужно будет подложить шайбы или что-то другое, чтобы опустить саму защиту немного ниже.
- Поскольку она всё же будет доставать патрубки наши.
- В заключение хочется ещё сказать, что весь кондиционер наш, имеется ввиду все детали, устройства, пересылка их и пр. обошлось нам в 600 долларов.
- Стоимость установки сюда не входит, конечно. Дорого это или нет, каждый решает для себя сам.
- Но, нам кажется, что сама идея установки кондиционера того стоит.
- На этом наш рассказ о самостоятельной установке кондиционера на автомобиль Дэу Ланос или ЗАЗ Шанс окончен.