Начиная с 2008 года с конвейера китайского автогиганта Chery Automobile начал сходить компактный автомобиль под рабочим кодом А13. Буквально через два года новая модель автомобиля попала на украинский рынок.
А с началом следующего 2011 года отечественный автозавод ЗАЗ запустил в производство собственную локализованную модель этого авто, которое получило название ZAZ Forza.
Украинские производители договорились с китайским автозаводом о сборке этой модели на конвейере отечественного автозавода, поровну распределив поставку для него составных частей.
Вскоре автомобиль вышел на российский рынок, но под названием Chery Bonus.
На украинском авторынке и на рынке России автомобиль комплектовался двигателем объёмом 1,5 литра.
Это агрегат, созданный при участии австрийской компании AVL. По большому счёту мотор неплохой, расход топлива которого в смешанном режиме составляет 7,2 литра.
Можно сказать, что это вполне нормальный расход.
Но, если учесть современные цены на топливо, то «прокормить» такой агрегат сможет далеко не каждый владелец.
И на этом фоне вполне логично воспринимается попытка собственников таких авто найти более экономные варианты работы двигателя своего железного любимца.
Одним из таких вариантов является установка газового оборудования
Устанавливаем самостоятельно ГБО 4-го поколения на A13, Chery Bonus или ZAZ Forza
В новой статье мы расскажем о том, как получилось установить самостоятельно ГБО 4-го поколения на ЗАЗ Форза.


- Сам кронштейн вцепили на болт стойки и на нём установили непосредственно редуктор.
- При этом, кронштейн пришлось согнуть по контуру кузова, чтобы установка получилась компактной и аккуратной.

- Так как в этом же месте была установлена штатная сигнализация, пришлось перенести её на другую сторону.
- Там установили её на кронштейн, на котором крепится блок предохранителей.
- Провода от разъёма, что расположен за новым редуктором, несколько нарастили и протянули под лобовым стеклом.
- В результате также получилось всё довольно компактно и красиво.


- Точно также вывели из редуктора через небольшой переходник.

- И дальше вывели шланг в бачок ЗАЗ Форза.

- И этого нам оказалось вполне достаточно.
- На сегодняшний день автомобиль прошёл на газе 3,5 тыс. километров.

- Дальше, провода и трубки назад мы уложили параллельно тормозным трубкам, благо в кронштейне там нашлось лишнее место и получилось в результате так сделано, как будто это было изготовлено на заводе.
- Шланг с датчиком подвели к форсункам.

- Сами форсунки установлены сверху над двигателем.

- При этом для жёсткости конструкции использовали центральный болт впускного коллектора нашего двигателя.

- Для этого использовали планку от центрального замка.

- Разрезали её пополам, прикрутили на указанный болт, после чего установили две задние подушки двигателя.
- На них и установили все форсунки.
- И такую конструкцию прикрутили сзади на этот же болт.

- Шланги к форсункам протянули без врезки через специальные переходники.

- Вся система в результате работает нормально.
- Средний расход по трассе в результате составляет около 7 литров.

- Все провода, а их здесь не так и много, пропустили также под лобовым стеклом в общей косе и за аккумулятором к форсункам. Единственное, что нужно делать при монтаже, это прозванивать все провода для контроля и правильности подсоединения.
- Провода так получились аккуратно уложены, что их почти не видно при первом взгляде на двигатель ЗАЗ Форза.
- Электрическое питание также удалось подключить компактно.
- В частности, плюс подключен к общей шине на аккумуляторе, а минус – непосредственно от клеммы аккумулятора на её болтике.

- В салон минус протянули от свободного контакта на общей фишке штатной электрической проводки. А плюс взяли от разъёма OBD. В результате оба провода вывели в торпеду, где сняли небольшой лючок с установленными кнопками переключения освещения фар.
- В этом лючке сделали специальное отверстие, в которое установили свою дополнительную кнопку переключения.

- В результате всё снова получилось компактно и красиво.
- Правда, при этом оказался один недостаток конструкции.
- Дело в том, что во время движения один из рычагов переключения на рулевой колонке несколько перекрывает видимость к нашей кнопке.
- Но, есть возможность перенести эту кнопку немного выше и установить тут же на торпеде.

- Дальше, что касается заправщика.
- Для этого мы использовали штатный люк, скрывающий заливную горловину топливного бака.

- Там имеется хорошая площадка. Поэтому, снимаем задний подкрылок и получаем хороший доступ к этой площадке.
- В ней делаем дополнительный лючок, а трубки подвязываем к штатному шлангу бензобака.
- И теперь всё это закрывается штатным лючком бензобака авто.
- Что касается подсоединения снизу автомобиля.
- Так, как газовый баллон располагается в багажнике и крепится к штатному креплению запасного колеса, мы снизу вынимаем штатную заглушку и через неё выводим все магистрали.

- Дальше проводим их по днищу авто, подвязываем к штатному шлангу.

- Кабеля и шланги от заправщика уложили под подкрылком, а проводку от ЭБУ закрепили на резервных местах штатного крепежа проводки.

- Дальше все кабеля и шланги пошли мимо бензобака и затем снова воспользовались штатным креплением на днище.

- При этом провода аккуратно и часто подвязали, чтобы нигде не было провисаний и прогибаний.

- И так вдоль швеллера кузова к самому переду автомашины.
- В системе ГБО нами установлен стандартный мультиклапан Tomasetto с катушкой без ВЗУ.
- Двигатель на газе запускается нормально и такое впечатление, что он даже лучше работает, чем на бензине.
- Одновременно с установкой ГБО мы заменили свечи зажигания, установив новые безрезисторные NGK V-Line №17.
- Эти свечи быстрее поджигают газ и поэтому двигатель запускается всегда и работает хорошо.
- Ну и теперь, что касается комплектации. Блок управления у нас установлен типа Stag-200 Go-Fast.

- Форсунки используем Valtek 2 Ом с калибровкой по Евро 0,4мм.

- Жиклёры в форсунках стоят 2,3мм.
- Учитывая переходники, которые мы поставили, по всем настройкам просились именно такие жиклёры устанавливать.
- Потому, что обычно для такого двигателя достаточно 1,6-1,8. Но, у нас вышло именно так.
- Редуктор мы установили марки GreenGas AT09 Alaska.

- Также у нас установлен датчик измерения давления, вакуума и температуры газа тип Stag PS-04.

- Что касается настроек, то у нас компьютер выдаёт следующую карту.

- Здесь на газ мы выставили верх немного больше, чем бензина, поскольку так, нам кажется, агрегат работает несколько веселее.
- Кроме того, здесь можно увидеть настройки стандартные, по датчикам, перехода и пр.

- Стоит отметить одну особенность также. Мы выставили опережение инжекции на 180 градусов.
- Дело тут всё в том, что на холостых оборотах при резком нажатии на педаль газа происходит некоторый ступор двигателя, но зато потом он начинает работать всё бодрее и веселее.

- Если не сделать это, то потом на верхах немного падает тяга.
- На работающем двигателе компьютер выдаёт следующие параметры настроек.

- Таким образом мы рекомендуем всем устанавливать ГБО на свои автомобили, поскольку это действительно выгодно экономически.
- Да и стоит это не таких уж и больших денег.
- А наш рассказ о самостоятельной установке ГБО 4-го поколения на ЗАЗ Форза на этом окончен.