Одной из основных составляющих трансмиссии большинства автомобилей является коробка переключения передач (КПП).
Это узел, позволяющий расширять возможности силового агрегата авто, изменять направление движения, а также разъединять, в том числе и на длительное время, двигатель и всю систему трансмиссии.
В современных автомобилях применяются различные типы КПП, в том числе и автоматические.
Большой семейный автомобиль китайских производителей Chery Elara, выпускающийся под кодовым названием А21, оснащается двигателями объёмом 1,5;1,6;1,8 и 2,0 литра.
В качестве трансмиссии в них используются четырёхскоростные автоматические коробки переключения передач и пятиступенчатые механические.
Механическая коробка переключения передач (МКПП) представляет собой корпус, именуемый картером, в котором собраны вращающиеся шестерни и целые блоки шестерен, валы, подшипники и редуктор планетарный.
Все они выполняют одну и ту же задачу – передачу крутящего момента силового агрегата машины к его ведущим колёсам.
При этом, не просто передачу, а изменение скорости вращения колёс по команде водителя при неизменном количестве оборотов коленчатого вала двигателя.
От сюда и важность этого узла.
В связи с постоянным вращением во время движения авто, а также пребыванию в зацеплении с другими, зубья шестерен КПП часто выкрашиваются, стираются или просто вылетают.
Кроме того, получают повреждения подшипники и другие детали узла.
Всё это в конечном результате приводит к затруднению включения той или иной передачи и к другим неисправностям.
Проводим самостоятельно разборку и дефектовку деталей КПП автомобиля Chery Elara A21
В настоящей статье речь пойдёт о том, как самостоятельно разобрать и провести дефектовку МКПП на Чери Элара.
- В коробке переключения передач нашего автомобиля стали плохо переключаться передачи.
- При этом машина стала ехать с натягом.
- Когда сняли этот узел с авто, то оказалось, что в картере его недостаточное количество масла.
- Мало того, в оставшемся масле найдено большое количество металлической крошки.
- Также мы сразу определили, что сальники приводов изношены уже до предела.
- И это ещё не всё, потому, что со стороны первичного вала пошёл ручеёк масла и поэтому всё в этом районе и весь колокол были изрядно испачканы именно маслом .
- Это может свидетельствовать о том, что сальник первичного вала также давно требует замены.
- Поэтому нам предстоит разобрать коробку, провести дефектовку всех её частей и устранить появившиеся неисправности.
- Для начала нажимаем отвёрткой на незаметный стопор и снимаем с вала выжимной подшипник.
- Проверив его вращение, а также целостность манжет, приходим к выводу, что сам подшипник требует замены.
- Манжеты пока в нормальном состоянии и менять их нет необходимости.
- Ну и дальше снимаем верхнюю крышку узла, откручивая все болты по её периметру.
- Здесь сразу снимаем синхронизатор с блокующим колесом и проверяем их состояние.
- Главное смотрим на форму его домиков.
- Для того, чтобы заблокировать передачи, снимаем кулису муфты переключения передач.
- Она расположена сбоку на картере КПП, поэтому сначала откручиваем болты на 10 по кругу её корпуса.
- Дальше, здесь же, но сбоку выкручиваем фиксатор задней передачи.
- И после этого, поддев немного монтировкой, срываем кулису со своего посадочного места.
- Вынимаем кулису и здесь же проверяем её состояние, путём внешнего осмотра.
- Состояние её удовлетворительное, поэтому она нам ещё послужит.
- Теперь нам нужно всё-таки заблокировать первичный и вторичный валы, иначе мы не сможем открутить болты их крепления.
- А для этого, через образовавшееся окно, с помощью отвёртки, подвигаем в зацепление шестерни, включая таким образом две передачи.
- Валы после этого, при проверке рукой, не должны свободно проворачиваться, то есть должны быть заблокированы.
- Дальше устанавливаем коробку Чери Элара А21 вертикально. И для дальнейшей работы нам потребуется торцевой ключ 10х12.
- С его помощью нам предстоит открутить две гайки на шестернях.
- После этого нам потребуется выбить стопор.
- Потому, что если этот стопор не выбить, то мы не сможем снять следующую часть коробки и продолжить таким образом её разборку.
- Поэтому берём пробойник и молоток, с помощью которых и выбиваем этот штопор.
- Ну и дальше нам потребуется снять шестерни сверху, сначала одну, а затем вторую.
- Но, если мы начнём это делать, то весь блок шестерни верхней с вилкой может просто рассыпаться.
- А в нём есть и сухарики, и пружинки.
- А чтобы этого не произошло, самым лучшим вариантом будет снятие вилки и шестерни одновременно.
- Для этого двумя отвёртками одновременно поддеваем и шестерню, и вилку вместе.
- Таким способом постепенно снимаем шестерню пятой передачи вместе с вилкой.
- После этого проводим визуальный осмотр снятых деталей.
- В данном случае видим, что форма зубьев, что на шестерне, что на скользящем фланце муфты синхронизатора пятой передачи находятся в нормальном состоянии.
- Сам синхронизатор также ещё можно использовать в дальнейшей эксплуатации.
- Также проверяем саму вилку пятой передачи на наличие люфта.
- Ну и последнее при осмотре видно, что игольчатый подшипник здесь полностью рассыпался.
- Но, мы продолжаем разборку коробки переключения передач.
- Следующим нашим шагом будет выкручивание шести болтов со шляпками под звёздочку, удерживающих стопорную пластину и последующее её снятие.
- После этого снимаем стопорные кольца на валах, с таким расчётом, чтобы подшипники остались на этих же валах.
- Установка стопорных колец и различных фиксаторов является обычной практикой при сборке КПП, поскольку она состоит с множества деталей, которые в процессе работы узла всегда вращаются с огромной скоростью.
- Мало того, выдерживают часто довольно большие нагрузки.
- Поэтому, чтобы данный узел не рассыпался во время эксплуатации, а выпавшие детали не заклинили полностью его работу, многие из них фиксируются кольцами или различного рода фиксаторами.
- В полной мере это касается и коробки передач Чери Элара А21.
- Для дальнейшей разборки нам потребуется выкрутить три болта крепления корпуса стопоров валов вилок.
- Он располагается сбоку картера коробки.
- При этом все эти болты имеют разную длину, самый длинный из которых, как правило, фиксирует вал задней передачи.
- А с противоположной стороны, также сбоку на картере, необходимо выкрутить болт крепления вала паразитной шестерни задней передачи.
- Основной особенностью разборки любой коробки переключения передач является необходимость запоминать в процессе разборки, где и как была установлена та или иная деталь.
- Можно для начала записывать или зарисовывать. Всё это необходимо для того, чтобы потом правильно сложить весь этот узел.
- Поскольку одна неправильно установленная деталь может свести на смарку всю работу и потребуется снова разбирать всю коробку.
- После этого выкручиваем все болты по кругу, чтобы можно было потом расколоть картер коробки пополам.
- Проверяем теперь, чтобы нам ничего не мешало разъединять на две части картер и по имеющимся специальным приливам молотком подбиваем одну часть его вверх.
- Также можно помогать себе и монтировками поддевать.
- После того, как удалось сорвать верхнюю часть картера с направляющих, аккуратно, расшатывая со стороны в сторону, снимаем верхнюю часть картера коробки.
- Подшипники на валах при этом должны уйти вниз и на валах так и остаться.
- Сняв верхнюю часть корпуса картера, тут же его осматриваем.
- Мусор в ней есть, конечно, но не так много.
- Подшипник главной передачи ещё в нормальном состоянии, ну а сальники приводов, конечно, все будут меняться.
- Дальше берём щипцы и вынимаем магнит, установленный в нижней части коробки Чери Элара А21.
- При этом, хорошо видно, что весь магнит облеплен металлической стружкой.
- Проверяем вращение подшипников на валах, которые создают приличный шум при этом.
- Это может значить только то, что их необходимо заменить.
- Итак, первым вынимаем вал с паразитной шестерни или заднего хода и снимаем его вместе с шестерней.
- Также проверяем положение шестерни на этом валу на предмет выявления люфта. А также смотрим на состояние зубьев шестерни.
- Так, как снять полностью весь блок нам не удаётся, поэтому откручиваем механизм задней передачи.
- Снимаем его и проводим проверку.
- Работает этот механизм нормально и сухарики его также ещё в нормальном состоянии.
- Дальше вынимаем вторичный вал с его шестернями и вилкой.
- Сразу проверяем наличие люфта на вилке вала.
- Ну и наконец снимаем первичный вал с шестернями и вилкой.
- Также проверяем вилку на наличие люфта и следов износа или выработок.
- После этого проверяем непосредственно первичный вал. Передний подшипник первичного вала находится в хорошем состоянии.
- Чего никак нельзя сказать о заднем подшипнике. Его придётся заменить.
- Дальше проводим осмотр шестерен вала, его синхронизаторы.
- И те, и другие здесь нормальные, претензий к зубьям шестерен и к домикам никаких нет.
- Ни сколов, ни трещин, а тем более выработок на них не обнаружено.
- Дальше осматриваем таким же образом и вторичный вал. Как уже говорилось, верхний подшипник нужно менять здесь.
- Но, при внимательном осмотре оказалось, что и нижний нужно менять.
- Синхронизаторы срабатывают плохо, поэтому нужно вскрывать вторичный вал, разбирать, и проверять в чём там причина.
- В частности, это касается первой и второй передачи.
- После этого достаём планетарный редуктор.
- А под ним находим и ролики подшипников и иглы подшипника пятой передачи.
- В сателлитах также оказался приличный люфт.
- А на вид они все выглядят целыми.
- Но, самое интересное мы обнаружили дальше. Редуктор в корпусе колокола срезал имеющуюся грань.
- В результате в одном месте на изгибе образовалась трещина.
- Её хорошо видно с другой стороны в колоколе.
- Вполне понятно, что через эту трещину и выгнало в результате всё масло из коробки.
- А срезала грань корпуса шпонка, установленная в оси сателлитов дифференциала или редуктора.
- Кусок этой шпонки срезало, после чего она просто выпала вниз установочной шахты редуктора.
- Этот фрагмент в процессе вращения и срезал грань корпуса картера коробки.
- Однако, теперь возникает вполне логичный вопрос, почему же эта шпонка оказалась срезанной.
- Для начала попытались выбить ось сателлитов, но нам это сразу не удалось.
- В результате когда всё же удалось выбить эту ось, то стало понятным, что весь дифференциал или редуктор придётся менять.
- Дело в том, что вместо круглого отверстия под ось сателлитов, в корпусе редуктора образовался эллипс.
- То есть, ось сателлитов выбила отверстие, которое превратилось из круглого в овальное.
- Вот это и стало причиной того, что рассыпались подшипники. А отсюда и начались проблемы с переключением передач.
- Поэтому нужно теперь думать, каким образом выйти из создавшегося положения.
- А наш рассказ о самостоятельной разборке и дефектовке коробки переключения передач Чери Элара А21 на этом окончен.