Антиблокировочная система ABS (Anti-lock Brake System) была придумана ещё в начале прошлого века.
Толчком к её появлению стали возросшие скорости движения автотранспортных средств и острая необходимость в связи с этим обеспечения безопасности в момент торможения.
Однако, в силу различных причин эта система была внедрена в устройство автомобиля только спустя тридцать с лишним лет.
Основной задумкой при разработке данной системы было обеспечение управляемости автомобиля в момент торможения, когда все колёса оказываются в заблокированном состоянии.
Дело в том, что во время резкого торможения, особенно на большой скорости, все колёса автомобиля блокируются и дальнейшее движение автомобиля становится не контролированным водителем.
Как следствие, совершение столкновений в случаях, когда можно было бы этого избежать.
Сегодня антиблокировочная система ABS, несмотря на многочисленные усовершенствования и доработки, выполняет две основные задачи.
Это сокращение тормозного пути и самое главное, обеспечение управляемости автомобиля во время торможения.
С появлением в устройстве автомашин электронного блока управления (ЭБУ) появились и датчики АБС, основной функцией которых является своевременная передача информации на ЭБУ о частоте вращения колёс, а также о состоянии дорожного покрытия в конкретный период времени.
Блок управления на основе этой информации принимает решение и корректирует давление тормозной жидкости, поступающей на суппорт каждого из колёс.
Поэтому от исправности каждого из датчиков антиблокировочной системы зависит частота вращения каждого колеса и безопасность участников дорожного движения.
Ремонтируем самостоятельно датчик ABS Chevrolet Aveo
В этой статье мы расскажем о том, как можно самому отремонтировать вышедший со строя датчик АБС Шевроле Авео.
- Прежде всего, нужно научится самостоятельно определять, когда такой датчик выходит со строя.
- Значит, когда вы включаете зажигание, то обычно на панели приборов загорается лампочка датчика АБС.
- Это помимо других лампочек, конечно. После того, как вы запустили двигатель, то лампочка датчика АБС, как правило, выключается.
- Но, если у вас этого не произошло и после запуска двигателя, то это говорит о том, что в вашем авто неисправен один датчик антиблокировочной системы.
- Значит, один из датчиков неисправен, но сама система ещё функционирует, хотя и не в полном объёме.
- Во всяком случае таков порядок на автомобиле Шевроле Авео, поскольку именно о нём мы сейчас и говорим.
- Однако бывают случаи, когда со строя выходят сразу два и более датчиков этой системы.
- В таком случае, после запуска двигателя и во время движения на панели приборов продолжает гореть уже упоминаемая лампочка. Но кроме этой лампочки на приборке будет гореть и лампочка ручного тормоза.
- Это при том, что рычаг ручника у вас будет находиться в это время в опущенном состоянии.
- Каким образом это связано в системе торможения и в антиблокировочной системе в частности, сказать сложно, но так всё выглядит на практике.
- Если горят эти две лампочки, то вы должны знать в этом случае, что система АБС у вас практически вся не работает.
- И нужно срочно принимать меры.
- Для того, чтобы вам не пришлось снимать все колёса и искать вышедший со строя датчик, лучше всего подключиться к ЭБУ с помощью компьютера.
- Выполнив диагностику, вы сможете определить, какой именно датчик не работает и какое колесо потребуется снять.
- Да и не нужно будет прозванивать все провода, измеряя их сопротивление.
- Кто не знает, датчик АБС установлен за тормозным диском колеса.
- Крепится он с помощью одного болта, с головкой под шестигранник.
- Кабель от этого датчика закреплён в двух местах на стойке амортизатора.
- Поэтому, для того, чтобы снять такой датчик, потребуется снять и подкрылок, поскольку он будет мешать.
- Это если вы устанавливали подкрылки самостоятельно. При наличии заводских подкрылков их в принципе снимать не потребуется.
- Сняв подкрылок, мы можем теперь увидеть вверху резиновую пробку, удерживающую провод.
- Это и есть провод датчика АБС. С помощью пассатижей просто вытаскиваем эту пробку вниз.
- А над этой пробкой мы можем увидеть фишку на проводе. Нажимаем на её язычок и в результате разъединяем эту фишку.
- Внутри разъёма мы видим два маленьких отверстия для контактов.
- Находим два кусочка тонкого провода и вставляем в эти отверстия. А к этим кусочкам провода подключаем уже свой прибор.
- Включаем прибор и проверяем сопротивление.
- У нас прибор показал 1,381кОм.
- В принципе это нормально, поскольку согласно инструкции, на передних колёсах автомобиля Шевроле Авео сопротивление должно быть в пределах 988-1200 Ом.
- На датчиках задних колёс такое сопротивление должно находится в пределах 2295-2500 Ом.
- Это нужно иметь в виду, что между передними колёсами и задними должна быть разница.
- Таким образом в нашем случае сопротивление практически соответствует норме.
- Это говорит о том, что проводка или кабель данного датчика АБС исправны.
- В принципе, если прибор у вас покажет любое значение, за исключением значка бесконечности, то проводка у вас исправна.
- Кроме того, при таком измерении можно пошевелить проводами и при этом следить за показаниями прибора.
- Если эти показания меняются при шевелении проводов, это значит, что внутри кабеля где-то пробиты провода и происходит замыкание. Поэтому нужно искать место пробоя. Особенно часто это происходит на изгибах.
- По большому счёту датчики АБС сами по себе очень редко выходят со строя. Это связано с их конструкцией.
- Там внутри просто нечему ломаться. Такой прибор может испортиться только при получении механического повреждения.
- А основной причиной выхода их со строя всегда является обрыв и пробой проводов.
- Также, если вы будете прокручивать диск тормозной и смотреть на прибор в это время, то его показания будут изменяться.
- Это нормальное явление, подтверждающее, что датчик этого колеса в полном порядке.
- Дело в том, что на диске есть, так называемая гребёнка, которая расположена в непосредственной близости от датчика.
- Так вот она также влияет на сопротивление, а датчик всё это фиксирует.
- Итак, берём шестигранник и откручиваем болт, удерживающий датчик АБС.
- После этого просто вытаскиваем датчик, покрутив его или пошатав из стороны в сторону.
- Дело в том, что сам датчик АБС просто вставлен в отверстие и его там ничего держать не должно.
- Поэтому его в любом случае нужно просто вытаскивать.
- Сам по себе датчик довольно прост. Он состоит из магнита, это можно почувствовать, приложив его к металлическим частям.
- Кроме магнита, внутри устройства имеется катушка. И всё, больше там нет ничего.
- Это обыкновенный датчик индукционного типа, в котором сломаться ничто не сможет в принципе.
- После того, как вы сняли полностью датчик АБС с его проводом и видите, что последний действительно повреждён, нужно принимать решение: менять его полностью или ремонтировать.
- В том случае, если вы решили заменить провод полностью, необходимо прежде измерить его полную длину.
- Это в том случае, если провод у вас ещё «родной» без удлинений.
- Дело тут в том, что в тех случаях, когда устанавливают проставки для увеличения клиренса в автомобиле Шевроле Авео, при полном повороте колеса штатный провод датчика АБС становится коротковатым.
- Поэтому приходится его наращивать или удлинять. Именно такой провод установлен в данном случае на нашем авто.
- Что касается изоленты, которой замотана часть провода, то это было сделано потому, что при выполнении ремонтных работ и после увеличения длины провода, банально не была установлена на своё место предохранительная резинка на кабеле.
- В результате провод этот просто может перетереться при контакте его с колесом.
- Но, в нашем случае сам по себе провод остался целым, конечно, но его изоляция в результате трения о колесо порвалась.
- Собственно, это и есть та причина, вследствие которой мы и решили заменить этот провод.
- Здесь нужно отметить, что, как правило, ни с одного конца, ни с другого этот провод, включительно до резинок, никаких повреждений не получает.
- Крайне редко на этих участках могут быть какие-то повреждения. В основном проблемы возникают в средней петле провода.
- Здесь он часто рвётся, растягивается или перетирается.
- Поэтому мы разматываем имеющуюся изоляцию, после этого кусачками отрезаем повреждённый участок провода.
- После этого зачищаем концы исправных участков этого провода.
- В этом кабеле есть два провода, окрашенных в белый и чёрный цвет.
- При соединении этих участков желательно эти провода не перепутать и таким же образом в последствии и соединять.
- Хотя по большому счёту полярность для данного датчика большого значения не имеет.
- Не забывайте при этом также снять предохранительную резинку с повреждённого отрезка кабеля.
- Она здесь посажена на клей, поэтому снять так просто её не получится.
- Для этого потребуется постепенно по немного, аккуратно подрывать её по всей длине, чтобы не порвать при этом.
- Конец резинки при необходимости можно немного подрезать.
- Также стоит запомнить в каком положении эта резинка была установлена на кабеле.
- Что касается самих исправных отрезков кабеля, то здесь при желании вы можете взять прибор и проверить сопротивление каждого из них.
- Это для того, чтобы убедиться лишний раз, что эти отрезки проводов абсолютно пригодны для дальнейшего использования на нашем автомобиле Шевроле Авео.
- Если же вы не знаете или не уверены, где именно имеется повреждение в кабеле, то для этого измеряйте прибором сопротивление провода.
- В том случае, когда оно отсутствует и провод пробит, отрезаете часть его и снова проверяете сопротивление.
- Затем снова отрезаете кусок и таким образом обрезаете до тех пор, пока прибор не покажет наличие нормального сопротивления.
- Таким способом вы точно избавитесь от повреждённого провода и точно оставите себе рабочий фрагмент.
- Но, вырезать повреждённый участок – это всего лишь полдела.
- Теперь нам нужно чем-то его заменить, для того, чтобы соединить две части исправного провода.
- Для этого либо-какой провод не подойдёт.
- Дело в том, что установленный в этом кабеле провод отличается тем, что при сильно низких температурах от не замерзает и не дубеет.
- Кроме того, нужен очень выносливый провод.
- Мы перепробовали много типов проводов и поэтому советуем обратить внимание на провод полевой типа П-274.
- Это провод, который используют в войсках и работает он прекрасно в диапазоне температур от +65 и до -50 градусов Цельсия.
- И вообще технические характеристики этого провода поражают воображение.
- Главным отличием этого провода является наличие в нём семи жил, четыре из которых медные, а три стальные.
- Понятное дело, что медные жилы отлично противостоят влаге и коррозии, а стальные – придают проводу крепости и делают его пружинистым. Мало того, за счёт наличия металлических жил на провод реагирует магнит.
- Другими словами, это обычный провод связи, для тех, кто служил в войсках. Кроме того, он имеет полиэтиленовую изоляцию.
- А это почти как пластик. Поэтому и сломать его практически невозможно.
- Нами был установлен ранее фрагмент из такого провода и уже полтора года он эксплуатируется без всяких нареканий.
- И если бы не досадная ошибка с защитной резинкой, то и надобности такой менять что-то здесь не было бы.
- Ну, а теперь возникает другая проблема: как же такой провод соединить с нашими отрезками.
- Для начала отрезаем два куска провода связи по длине, которую нам необходимо вставить.
- Здесь мы советуем сразу к этой длине добавить ещё пять сантиметров.
- Дело в том, что в будущем вдруг вам понадобится увеличить клиренс автомобиля, то вам уже не придётся снова удлинять и кабель на датчиках АБС.
- Затем аккуратно, чтобы не повредить жилы, зачищаем концы этих двух кусков провода.
- Дальше нам потребуется с помощью паяльника залудить эти концы провода, предварительно обработав их спиртовым раствором канифоли.
- И после этого отрезает лишние концы, которые не очень хорошо обработались. Как правило, это самые крайние части провода.
- Точно такую процедуру проводим и с концами проводов, которые у нас остались на датчике АБС Шевроле Авео и его противоположной стороне.
- Затем концы этих проводов припаиваем с помощью того же паяльника.
- Закончив эту процедуру, берём по фрагменту термоусадки и одеваем их на каждый из проводов.
- После этого нагреваем эти фрагменты термоусадки и усаживаем, как положено.
- Нужно также отметить здесь, что выполнять пайку с помощью кислоты в этом случае нельзя.
- Можно использовать канифоль или спиртовой раствор её, как это делаем мы.
- После завершения усаживания термоусадки для ещё большей герметизации мы обрабатываем это соединение клеем с помощью термопистолета.
- Фактически мы запечатываем клеем полностью, имеющийся у нас стык.
- Теперь нам нужно сделать точно такое соединение и на другом конце куска проволоки.
- Здесь для того, чтобы провода не перепутать мы с помощью маркера наносим на противоположном конце провода, припаянного к белому, также метку белого цвета.
- Теперь мы уже не сможем перепутать и точно припаяем второй конец с белой меткой к белому проводу.
- Затем берём снова побольше кусок термоусадки большего диаметра и продеваем через него провода, пропуская этот кусок опять же на готовое соединение.
- После этого одеваем ещё один кусок термоусадки, но на всю длину добавляемых проводов.
- Затем эту термоусадку нужно рукой просто немного сжать и получится гармошка.
- Заодно концы проводов окажутся свободными для паяния.
- Дальше одеваем на провода резинку защитную для закрепления в отверстиях.
- Причем, продеваем эту резинку сверху длинного куска термоусадки.
- И затем, на эти же провода продеваем ещё один кусок термоусадки большего диаметра, которая нам пригодится потом для герметизации второго соединения.
- В результате получаем следующего рода конструкцию.
- После этого можем паять провода и ко второму куску кабеля.
- Полностью повторяем процедуру, которую мы выполняли, соединяя первые концы.
- Предварительно не забудьте на каждый из проводов одеть по небольшому кусочку термоусадки для изоляции.
- Заводские провода датчика АБС Шевроле Авео имеют ещё одну особенность. Их жилы могут быть покрыты ещё каким-то материалом. Поэтому, после того, как зачистите концы таких проводов, нужно ножом или чем-то острым содрать также дополнительное покрытие.
- В противном случае пайка окажется некачественной и если вам и удастся припаять провода, то это соединение быстро разорвётся.
- Да и контакта потом также может не быть.
- После того, как выполнили пайку и провода припаяли, прихватываем место пайки кусочками термоусадки, а затем длинный кусок термоусадки, который мы ранее собрали в гармошку, можно расправить по всей длине проводов.
- Затем место первого соединения смазываем герметиком тщательно.
- А сверху герметика одеваем кусок термоусадки большого диаметра.
- Точно так поступаем и со вторым соединением на противоположном конце новых проводов.
- Дальше с помощью фена строительного или газовой горелки, как это делали мы, усаживаем верхнюю с самым большим диаметром термоусадку.
- В результате получаем готовый кабель датчика АБС.
- Для контроля можно ещё раз проверить его с помощью прибора и после этого спокойно устанавливать на автомобиль.
- Перед установкой, чтобы легче было устанавливать и затем при необходимости извлекать, сам датчик мы смазываем смазкой для суппортов.
- Главной её особенностью является то, что она не засыхает.
- В связи с этим датчик обратно входит в отверстие очень легко и мы его устанавливаем на место.
- После этого соединяем провода вверху под крылом на фишке и вставляем резинку защитную назад в отверстие.
- Дальше для дополнительной страховки кабель в месте, где он может доставать до корпуса кузова во время максимального поворота колеса, обматываем изолентой.
- В таком случае кабель дольше не будет протираться, а изолента будет предотвращать контакт.
- Затем включаем зажигание и смотрим на панель приборов. Лампочка АБС при этом должна погаснуть.
- При запуске двигателя также лампочка не должна гореть.
- Если так произошло, значит наш датчик теперь в полном порядке.
- Можно закреплять кабель на стойке амортизатора, зажимать болтом сам датчик и устанавливать на место колесо автомобиля.
- На этом наш рассказ о самостоятельном ремонте датчика АБС Шевроле Авео окончен.